Хронологические рамки понятия `антикварная книга` достаточно широки: в XVIII веке ими считали рукописные и первопечатные издания, с середины XIX столетия к антикварным книгам причислили книги начала XVIII века, в начале XX века антикварными признавались книги, созданные до 1830 года. На сегодняшний день, в соответствии с указом об антиквариате за 1994 год, антикварными считаются книги, созданные до 1950 года, однако, на практике, каждый самостоятельно решает вопрос об антикварных и раритетных изданиях в соответствии со своими соображениями, основанными на потребностях покупателей.
К книжному антиквариату относятся и листовые издания - плакаты, афиши, меню, календари, открытки, эстампы, гравюры и тому подобное. Некоторые собиратели увлекаются русским лубком. В начале XIX века в России получают распространение листовые репродукции живописных полотен, выполнявшиеся в технике эстампа. Они не являются репродукциями в современном понимании этого слова: это было не документально точное воспроизведение оригинала, а воспроизведение с творческим подходом, благодаря чему эти вещи обладают определенной исторической ценностью.
С середины 1870-х гг. получают распространение иллюстрированные открытки, ставшие предметом антикварного коллекционирования. Сразу же после изобретения в Германии и Франции в 1870 году такие открытки стали пользоваться громадным спросом, их выпускали в больших количествах и продавали достаточно дешево. Плакат, как самостоятельный вид издания появился в Европе в середине XIX столетия: первоначально это были рекламы, приемы создания которых восходят к методам, использовавшимся ранее при изготовлении объявлений и театральных афиш. Принципы, по которым коллекционеры собирают старинные книги и листовые издания, различны: по тематике, по издателю, художнику-оформителю, владельцу и прочему.
Антикварная книга как товар, разновидность букинистической книги представляет собой специфическую - в силу своего возраста - составную часть букинистического ассортимента, одну из форм его существования. При этом термин "антикварная книга" по отношению ко всему многообразию изданий, обращающихся на букинистическом рынке (рукописных и печатных, периодических и непериодических, книжных и листовых и др.), сегодня применяется традиционно, так, как это сложилось в ходе формирования антикварно-букинистической торговли в России, хотя с позиций книговедения это представляется неверным . Ассортимент антикварной книжной торговли формировался исторически, по мере развития книгоиздания, изменений моды и связанных с ними вкусов, библиофильских интересов и потребностей.
По своему типо-видовому составу он значительно шире и разнообразнее современного книготоргового ассортимента, хотя так было не всегда. Исторические источники свидетельствуют о том, что первоначально ассортимент антикварных книжных лавок состоял из книг допетровского времени на старославянском языке (рукописных и старопечатных), но уже в начале XIX века рыночные букинисты расширили свой ассортимент за счет разрозненных номеров периодических изданий, оттисков газетных и журнальных статей, учебников, альманахов, брошюр.
С середины XIX века объектом внимания библиофилов стано-вится книга XVIII века, и как следствие этого она тотчас же появляется и в ассортименте антикварной книжной торговли. С выходом в свет известной работы Г.Н.Геннади "Русские книжные редкости" (СПб., 1872) и началом теоретической разработки вопроса о редкости книги ассортимент антикварных книжных магазинов расширяется за счет разнообразных типов и видов изданий, рукописей и пр., квалифицированных как редкие книги в силу их возраста, экземплярных особенностей, индивидуального владельческого переплета, особого художественно-полиграфического оформления, небольшого тиража и т.п.
Представление о разнообразии ассортимента антикварных магазинов на рубеже XIX-XX веков дают многочисленные рекламные объявления, опубликованные на страницах специальной печати: "Антикварный книжный магазин С.Н.Котова... имеет большой выбор... гравюр, офортов, фотогравюр, акварелей, рисунков, литографий, фотографий, хромолитографий и олеографий старинных и современных школ и художников, русских и иностранных граверов, портреты царствующих особ, князей, государственных деятелей, военных лиц, писателей и ученых..."; и далее - производится "покупка книг, домашних библиотек и художественных изданий, гравюр..., старинных рукописей, патентов, автографов и писем царствующих особ, исторических деятелей, писателей, ученых..., лубочных изданий и карикатур..." . Как показывает анализ состава ассортимента антикварных магазинов этого периода, восстановленного по книготорговым каталогам ведущих антикваров России (Н.В.Соловьева, П.П.Шибанова, Ф.Г.Шилова, В.И.Клочкова, А.М.Старицына, В.Г.Готье и Н.-Г.Киммеля), по тематическому признаку самый высокий удельный вес составляли издания художественной литературы (в среднем от 20 до 30%), по естественным наукам и медицине (от 10 до 20%), истории (от 12 до 20%), богословию (от 4 до 15%); по материально-конструктивному признаку - второе и третье места после книг и брошюр занимали периодические (от 20 до 30%) и разнообразные листовые издания (от 3 до 16%). Широко обращались на антикварном книжном рынке оттиски статей, конволюты, рукописные материалы (архивные документы, автографы) и т.д.
|