Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
ставки на спорт онлайн
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Библиофилия / Владельческие и иные знаки на книгах

Владельческие и иные знаки на книгах

Статьи

Библиофильство - история развития
Временные рамки и периоды библиофильства в России
Из истории переплета. Английский переплет
Инвестиции в книжный антиквариат
Классификация антикварных книг
Что такое Антикварная книга? Развитие понятия антикварной книги и антикварной книжной торговли
Как оценить и продать старинную книгу
Судьбы редких изданий
Периоды книжного увлечения в мире и в России
Из истории переплета. Элементы украшения переплетов - суперэкслибрис и екслибрис
Из истории переплета. Переплет в XIX - XX веках
Переплеты старинных российских книг
Из истории переплета. Издательский переплет и суперобложка
Антиквариат. Французский переплёт книг
Из истории переплета. Немецкий переплет
Реставрация старинных книг
Оценка антикварных книг
История книги. Книжные центры древней Руси
Рукописные книги
История книги. Украшение и декорирование книг
Библиотека - центр книжного предпринимательства в древнем мире
Антикварные книги
Конструкция и художественное оформление старинных книг в России
Собирание старинных книг в Европе и России: от древности до наших дней
Торговля антикварными книгами в России от эпохи Петра I до наших дней
Владельческие и иные знаки на книгах
10 самых дорогих книг
Коллекция ужасных книг
Инвестиции в антикварные книги
Букинисты
Хоббит Толкиена стоит 120.000 долларов
Общие сведения
Развитие букинистической торговли в России до середины XIX века
Букинистика во второй половине XIX века
Коллекции

Русский авангард начала XX века
Такие разные книги
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0Старинные книги, созданные в одну историческую эпоху, несут на себе как знаки своего времени, так и последующих эпох. Переходя от одного владельца к другому, книги изменяют свою форму и размеры (в результате, например, обрезки), теряют первоначальные элементы ( иллюстрации, части текста) или получают дополнительные (новый переплет, иллюстрации-вклейки, созданные нередко после издания книги). Кроме того, на страницах, обложках и переплетах книг встречаются разнообразные буквенные и изобразительные знаки и пометки владельцев, издателей, продавцов - всех, через чьи руки проходила за свою долгую жизнь книга.

Книги с пометками владельцев часто ценятся гораздо больше, чем книги без оных. Владельческие, торговые и прочие знаки помогают более точно атрибутировать и датировать книгу, особенно если она не имеет выходных данных.

В большинстве случаев первыми по времени на печатных книгах появляются знаки типографа или издательской фирмы: эмблемы, вензели, гербы и другие символы. Издательские знаки имели все прославленные европейские печатники. Обычное местоположение издательского знака - на титульном листе книги под заглавием, на авантитуле, реже - на фронтисписе, в колофоне, выходных данных, на переплетах книг. Первым по времени издательским знаком считается марка немецких первопечатников И. Фуста и П. Шеффера, которым они пометили Псалтырь 1457 года. Первым по времени русским издательским знаком считается знак Ивана Федорова из Апостола 1574 года (герб с изображением излучины реки и стрелы), однако широкое распространение в России издательские марки получили лишь с середины XVIII века. Большинство марок этого времени представляли собой инициалы владельцев типографий в рамках разной формы, дополненные различной символикой (напоример, лиры).

Встречались и марки с включением девиза, например, марка Н. И. Новикова со словами: `Согласием и трудами`.
0До середины XIX столетия в России преобладали издательские знаки в виде вензеля с инициалами, на рубеже XIX-
XX веков появляется множество издательских знаков в виде изображения предметов, растений, сюжетных сцен.

Часто издательские знаки воспроизводили архитектурные памятники и символы, связанные с городом и с самим издательством, например, у петербургских издательств это мог быть Медный всадник, сфинксы у Академии художеств и тому подобное. Авторами многих из них были выдающиеся художники рубежа веков. Один из первых издательских знаков советского времени - изображение крестьянина и рабочего с серпом и молотом, читающих книгу (марка Госиздата РСФСР).

Кроме издательских знаков в книгах (и рукописных, и печатных) могут присутствовать инициалы и записи торговцев, штампы и марки магазинов, пометки о цене, сохранности. Первые марки книготорговцев появились в России в середине XVIII века. Они представляли собой небольшое печатное изображение, которое наклеивали на форзац или титульный лист книги, или же специально созданный штамп с изображением и именем. Многие издатели, в том числе А. Ф. Маркс, М. О. Вольф, Брокгауз и Ефрон и другие использовали свои издательские знаки как книготорговые марки.

Кроме того, на рубеже XIX-XX веков книготорговые марки, также как и марки издательские, часто имели вид сюжетного изображения. Они создавались выдающимися графиками.

0Самая разнообразная и многочисленная группа знаков на книгах, как печатных, так и рукописных - пометки владельцев, в библиотеке которых находилась книга: это экслибрисы, инициалы, штампы, надписи-комментарии на полях, надписи на титульном листе, которые свидетельствуют о владельце книги, о смене владельца, о дарении или пожертвовании книги, о принадлежности ее монастырю. Такие надписи встречаются в самых разных местах книги. Книги с надписями, особенно с автографами, принадлежавшие известным историческим деятелям, ученым, писателям, ценятся особенно высоко.

Первый каталог автографов был выпущен в России в 1913 году Н. В. Соловьевым. Книги с авторскими исправлениями, дарственными надписями, посвящениями достаточно редко встречаются на книжном антикварном рынке. Распространенный вид знака владельца на книге - экслибрис - личный знак владельца, нарисованный от руки, поставленный в виде штампа или напечатанный и наклеенный на форзац или титульный лист. Экслибрис сопровождался надписью `Ex libris` или `Из книг...` и представлял собой изображение, характеризующее интересы владельца, или ассоциирующееся с книжной символикой (сова-мудрость, солнце-просвещенность).

0В России рукописные экслибрисы известны с XV века, а первые печатные экслибрисы появляются в петровское время. В XVIII веке это были изображения геральдического характера с родовыми гербами владельцев. В XIX - начале XX века это сюжетно-декоративные изображения с определенной символикой, также часто создаваемые художниками. Автографы и экслибрисы уже в начале XX века нередко становились предметом коллекционирования. Одним из первых в России собирать экслибрисы стал У. Г. Иваск, написавший несколько книг на эту тему, среди которых `О библиотечных знаках` (1902), `Описание русских книжных знаков` (1905-1918).

Кроме знаков, владельцы практиковали уничтожение старых переплетов и заключение книг в новые, изготовленные по их заказу, что нередко сопровождалось обрезкой блока книги. Некоторые библиофилы имели даже своих переплетчиков. На новом переплете ставился суперэкслибрис - знак в виде рисованного или тисненого вензеля с изображением. Первый известный отечественный суперэкслибрис находится на переплете экземпляра `Апостола` Ивана Федорова (1564), принадлежавшего Ивану Грозному: это двуглавый орел и надпись в прямоугольной рамке, тисненые золотом. Тисненым золотом суперэкслибрисами помечались книги XVIII - начала XIX веков, принадлежавшие членам царских фамилий и дворянам. В XIX веке суперэкслибрисы встречаются гораздо реже, их заменяет дешевый бумажный экслибрис.


Источник: www.antic.ru

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь