Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
ставки на спорт
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Библиофилия / История книги. Украшение и декорирование книг

История книги. Украшение и декорирование книг

Статьи

Библиофильство - история развития
Временные рамки и периоды библиофильства в России
Из истории переплета. Английский переплет
Инвестиции в книжный антиквариат
Классификация антикварных книг
Что такое Антикварная книга? Развитие понятия антикварной книги и антикварной книжной торговли
Как оценить и продать старинную книгу
Судьбы редких изданий
Периоды книжного увлечения в мире и в России
Из истории переплета. Элементы украшения переплетов - суперэкслибрис и екслибрис
Из истории переплета. Переплет в XIX - XX веках
Переплеты старинных российских книг
Из истории переплета. Издательский переплет и суперобложка
Антиквариат. Французский переплёт книг
Из истории переплета. Немецкий переплет
Реставрация старинных книг
Оценка антикварных книг
История книги. Книжные центры древней Руси
Рукописные книги
История книги. Украшение и декорирование книг
Библиотека - центр книжного предпринимательства в древнем мире
Антикварные книги
Конструкция и художественное оформление старинных книг в России
Собирание старинных книг в Европе и России: от древности до наших дней
Торговля антикварными книгами в России от эпохи Петра I до наших дней
Владельческие и иные знаки на книгах
10 самых дорогих книг
Коллекция ужасных книг
Инвестиции в антикварные книги
Букинисты
Хоббит Толкиена стоит 120.000 долларов
Общие сведения
Развитие букинистической торговли в России до середины XIX века
Букинистика во второй половине XIX века
Коллекции

Русский авангард начала XX века
Такие разные книги
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3  4  5 

0Расцвет искусства декорирования манускриптов пришёлся на Средние века. Иллюстрирование рукописных книг получило распространение как в христианских (Византия, славянские государства, Грузия, Армения, Франция, Германия, Англия, Ирландия), так и в мусульманских странах (Персия, Средняя Азия и Индия).

Самые ранние образцы европейской средневековой миниатюры датируются IV в. (Византия). Эра рукописных книг завершилась в середине XV в. с изобретением печатного станка. При кажущейся самостоятельности традиций книжного искусства в Западном и Восточном регионах они обнаруживают много общего в идеологическом, стилистическом, жанровом, техническом отношениях. Это вытекает из единства средневековой культуры Запада и Востока, в которой органично сочетались наследие античности, научные исследования восточного мира, теологические изыскания византийцев и европейское христианское богословие.

"Метафизика света", комплекс поздне-античных и средневековых представлений о свете, предопределила широкое применение золота в декорировании манускриптов. Оно явилось элементом, усиливавшим цветовую подачу изображения. Обладая различной отражательной способностью и всевозможными оттенками, а также такими качествами, как плотность и прочность, мерцание и свечение, золото стало ведущим элементом в книжном деле.

Драгоценный металл воплощал в первую очередь свет истины и славы. Поскольку красота его, по утверждению византийского теолога Василия Великого, принадлежит к числу "простых", "абсолютных" и "неделимых", соотносимых с божественным совершенством.

Византийская миниатюра иллюстрировала преимущественно сакральные тексты - Библии, Евангелия, Псалтири, Бестиарии, святожитийную литературу, литературно-теологические произведения византийских авторов (Ефрема Сирина, Иоанна Дамаскина). Яркий пример святожитийного жанра - "Менологии" (Четьи-Минеи), написанные и проиллюстрированные в X в. Один из наиболее роскошных средневековых манускриптов содержал 430 украшенных золотом миниатюр.

До XIV в. "книжное дело" было сосредоточено в монастырских стенах (первым из таких монастырей стал основанный в VI столетии в Калабрии византийский Вивариум, при котором находилась академия по подготовке переписчиков). Очевидно, что столь богатое оформление книг требовало усилий специалистов разного профиля: каллиграфов, рубрикаторов, иллюминаторов, ведавших как раз золотыми росписями, переписчиков, миниатюристов, мастеров обработки кожи и переплётчиков, создававших золотые и серебряные оклады и кожаные переплёты, тиснённые золотом. Листовое золото использовали при оформлении фонов, переплётов, а творёное (порошковое) смешивали с другими веществами, чтобы получить жидкую краску для прорисовки орнамента и иллюстраций.

Европейские рукописные книги, включавшие помимо Священных Писаний произведения античных авторов, а также словари, грамматики, рыцарские романы, различные "вселенские хроники", декорированы скромнее, нежели византийские. В Западной Европе присутствие листового золота свелось к минимуму (в основном при создании окладов), а творёное в виде золотых чернил использовалось лишь для изображения нимбов, маргиналий (рисунков или комментариев на полях), миниатюр, буквиц, инициалов и отдельных абзацев. Правда, порой инициалы превращались в гигантскую сверкавшую золотом картину, вытеснявшую текст, как, например, в латинских рукописях VII-IX вв.

На Руси на смену `золотому` стилю ранних миниатюрных манускриптов, выдержанных в "византийском" духе (Киевская и Феодоровская Псалтирь, новгородское "Мстиславово Евангелие"), в XII в. пришёл аскетичный "местный" стиль, или, вернее, совокупность стилей. Самым своеобразным был новгородский стиль с его плоскостными инициалами и заставками, обведёнными киноварным контуром ("киноварное плетение").

На Востоке расцвет искусства оформления рукописных книг пришёлся на XIV-XV вв. Именно здесь золото нашло максимальное применение - значительно большее, чем в западной и даже византийской традиции. Культ золота вытекал из иранской и индийской мифологии, положений ислама, в частности суфизма. Например, согласно Ригведе, мир первоначально представлял собой водное пространство, на поверхности которого плавало золотое космическое яйцо. В иранской традиции верховный бог зороастрийцев Ахурамазда создал небо в форме золотого яйца, вершина которого достигала Бесконечного Света. Золото воплощало свет солнца и огня, а лучезарностью наделялись многие божества. Символика света, а следовательно, и золота получила новое преломление в исламе.

 1  2  3  4  5 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь