Внешний вид и сохранность книги влияют на ее ценность. Пришедший на смену свитку кодекс, для лучшей сохранности стали заключать в переплет, состоящий из двух твердых крышек и корешка, которые скреплялись с книжным блоком клеем с помощью форзацев и капитула.
С развитием культуры оформления книги переплет, кроме защитной функции, обретает и определенную художественную форму. Переплет, современный книге, ценится во много раз выше, чем более поздний, пусть даже изготовленный индивидуально. Состояние и сохранность переплета, материалы, из которых он изготовлен, не только помогают атрибутировать издание, но и играют важную роль при продаже и покупке антикварной книги.
На Руси до конца XVII века крышки переплетов делали из дерева и обтягивали кожей.
Через пропилы в досках пропускались кожаные ремни, к которым подшивался книжный блок. Изнутри крышки переплета оклеивались пергаментом, между собой скреплялись застежками или завязками. Литургические книги, а также особые подносные экземпляры, заключались в дорогие переплеты с декоративным золотым, серебряным или медным окладом, украшенным сканью, чеканкой, зернью, цветными эмалями, драгоценными камнями. В качестве фона под оклад использовались бархат, парча, атлас. Обрезы книг раскрашивались, золотились, делались рельефными. Книги для повседневного обихода заключались в простые переплеты из кожи или холста с металлическими деталями (наугольниками, средниками, `жуками`) или без них. С XV века на Руси крышки обиходных переплетов стали украшать слепым тиснением по коже; с XVI века стали использовать тиснение золотом и суперэкслибрисы (тиснение владельческого знака на переплете).
При Московском печатном дворе с конца XVI века работала переплетная мастерская, изготовлявшая простые кожаные переплеты со слепым тиснением, в которые заключались книги печатного двора, предназначенные для продажи. В центре крышки переплета нередко помещалось вписанное в круг изображение льва и единорога под короной - знак Московского печатного двора. Мастера переплетной мастерской Московского печатного двора занимались и изготовлением особых переплетов для подносных экземпляров книг. Кроме того, по заказу такие переплеты делали в мастерских Посольского приказа и Приказа тайных дел (где работал и сафьяновый завод).
В XVII веке вместо ровного и плоского корешка книги, практиковавшегося в XI-XVI веках, используется бинтовой корешок: он делится на части поперечными кожаными валиками, скрывавшими дратву, которой крепился книжный блок. Переплетные доски теперь выступают над блоком книги. Впервые на корешок выносят сокращенное название книги. С XVII века в России для изготовления дорогих подносных изданий стали использовать сафьян (сорт кожи, выделываемый из шкур овец и коз, впервые появившийся в городе Сафи в Марокко), прочный, красивый по фактуре, дорогой материал, подвергающийся окраске в любые цвета (излюбленными были красный и зеленый). Кроме кожи для изготовления подносных и владельческих переплетов использовались дорогие ткани - парча, бархат, атлас, шелк.
В начале XVIII века, в петровское время, вместо деревянных крышек переплета начинают использоваться картонные, распространение получают строго и скромно оформленные переплеты с обтянутыми темной кожей крышками. Переплеты могли быть украшены тисненым золотом орнаментом или брызгами краски по поверхности. Вместо кожаных ремней для скрепления книги с переплетом стали использовать более тонкую тесьму. При Елизавете Петровне в моде были издания, переплетенные в мягкую кожу, бархат и шелк, с золоченым обрезом и богатым тиснением. Практиковалось издание одной и той же книги в нескольких вариантах: индивидуальном подносном, `роскошном` и простом. Например, известная книга `Описание коронации Елисавет Петровны:` (1744) была изготовлена в мастерских Академии наук как раз в трех вариантах. Самый роскошный был из красного сафьяна с тисненым золотом вензелем императрицы. Менее дорогой вариант имел кожаный переплет с тисненым золотом гербом Российской империи, короной, державой и скипетром. Простой вариант не имел украшений.
|