Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Библиофилия / Переплеты старинных российских книг

Переплеты старинных российских книг

Статьи

Библиофильство - история развития
Временные рамки и периоды библиофильства в России
Из истории переплета. Английский переплет
Инвестиции в книжный антиквариат
Классификация антикварных книг
Что такое Антикварная книга? Развитие понятия антикварной книги и антикварной книжной торговли
Как оценить и продать старинную книгу
Судьбы редких изданий
Периоды книжного увлечения в мире и в России
Из истории переплета. Элементы украшения переплетов - суперэкслибрис и екслибрис
Из истории переплета. Переплет в XIX - XX веках
Переплеты старинных российских книг
Из истории переплета. Издательский переплет и суперобложка
Антиквариат. Французский переплёт книг
Из истории переплета. Немецкий переплет
Реставрация старинных книг
Оценка антикварных книг
История книги. Книжные центры древней Руси
Рукописные книги
История книги. Украшение и декорирование книг
Библиотека - центр книжного предпринимательства в древнем мире
Антикварные книги
Конструкция и художественное оформление старинных книг в России
Собирание старинных книг в Европе и России: от древности до наших дней
Торговля антикварными книгами в России от эпохи Петра I до наших дней
Владельческие и иные знаки на книгах
10 самых дорогих книг
Коллекция ужасных книг
Инвестиции в антикварные книги
Букинисты
Хоббит Толкиена стоит 120.000 долларов
Общие сведения
Развитие букинистической торговли в России до середины XIX века
Букинистика во второй половине XIX века
Коллекции

Русский авангард начала XX века
Такие разные книги
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2 

0Внешний вид и сохранность книги влияют на ее ценность. Пришедший на смену свитку кодекс, для лучшей сохранности стали заключать в переплет, состоящий из двух твердых крышек и корешка, которые скреплялись с книжным блоком клеем с помощью форзацев и капитула.

С развитием культуры оформления книги переплет, кроме защитной функции, обретает и определенную художественную форму. Переплет, современный книге, ценится во много раз выше, чем более поздний, пусть даже изготовленный индивидуально. Состояние и сохранность переплета, материалы, из которых он изготовлен, не только помогают атрибутировать издание, но и играют важную роль при продаже и покупке антикварной книги.

На Руси до конца XVII века крышки переплетов делали из дерева и обтягивали кожей.

0Через пропилы в досках пропускались кожаные ремни, к которым подшивался книжный блок. Изнутри крышки переплета оклеивались пергаментом, между собой скреплялись застежками или завязками. Литургические книги, а также особые подносные экземпляры, заключались в дорогие переплеты с декоративным золотым, серебряным или медным окладом, украшенным сканью, чеканкой, зернью, цветными эмалями, драгоценными камнями. В качестве фона под оклад использовались бархат, парча, атлас. Обрезы книг раскрашивались, золотились, делались рельефными. Книги для повседневного обихода заключались в простые переплеты из кожи или холста с металлическими деталями (наугольниками, средниками, `жуками`) или без них. С XV века на Руси крышки обиходных переплетов стали украшать слепым тиснением по коже; с XVI века стали использовать тиснение золотом и суперэкслибрисы (тиснение владельческого знака на переплете).

0При Московском печатном дворе с конца XVI века работала переплетная мастерская, изготовлявшая простые кожаные переплеты со слепым тиснением, в которые заключались книги печатного двора, предназначенные для продажи. В центре крышки переплета нередко помещалось вписанное в круг изображение льва и единорога под короной - знак Московского печатного двора. Мастера переплетной мастерской Московского печатного двора занимались и изготовлением особых переплетов для подносных экземпляров книг. Кроме того, по заказу такие переплеты делали в мастерских Посольского приказа и Приказа тайных дел (где работал и сафьяновый завод).
В XVII веке вместо ровного и плоского корешка книги, практиковавшегося в XI-XVI веках, используется бинтовой корешок: он делится на части поперечными кожаными валиками, скрывавшими дратву, которой крепился книжный блок. Переплетные доски теперь выступают над блоком книги. Впервые на корешок выносят сокращенное название книги. С XVII века в России для изготовления дорогих подносных изданий стали использовать сафьян (сорт кожи, выделываемый из шкур овец и коз, впервые появившийся в городе Сафи в Марокко), прочный, красивый по фактуре, дорогой материал, подвергающийся окраске в любые цвета (излюбленными были красный и зеленый). Кроме кожи для изготовления подносных и владельческих переплетов использовались дорогие ткани - парча, бархат, атлас, шелк.

0В начале XVIII века, в петровское время, вместо деревянных крышек переплета начинают использоваться картонные, распространение получают строго и скромно оформленные переплеты с обтянутыми темной кожей крышками. Переплеты могли быть украшены тисненым золотом орнаментом или брызгами краски по поверхности. Вместо кожаных ремней для скрепления книги с переплетом стали использовать более тонкую тесьму. При Елизавете Петровне в моде были издания, переплетенные в мягкую кожу, бархат и шелк, с золоченым обрезом и богатым тиснением. Практиковалось издание одной и той же книги в нескольких вариантах: индивидуальном подносном, `роскошном` и простом. Например, известная книга `Описание коронации Елисавет Петровны:` (1744) была изготовлена в мастерских Академии наук как раз в трех вариантах. Самый роскошный был из красного сафьяна с тисненым золотом вензелем императрицы. Менее дорогой вариант имел кожаный переплет с тисненым золотом гербом Российской империи, короной, державой и скипетром. Простой вариант не имел украшений.

 1  2 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь