Зарождение русской букинистической торговли восходит к периоду изобретения книгопечатания. Первые документальные свидетельства о покупке и продаже бывших в употреблении книг относятся к 16 веку. Это знаменитый "Стоглав" (1551) и послесловие к первопечатному "Апостолу" (1564) Ивана Федорова и Петра Мстиславца, в котором сообщается, что царь"...повелел святые книги на торжищах куповати".
На полях и форзацах русских рукописных и первопечатных книг можно найти множество владельческих записей, свидетельствующих о неоднократных перепродажах этих изданий, сохранивших имена владельцев и торговцев, а также тогдашние цены на книги. Одна из самых ранних владельческих записей, например, гласит: "Сию книгу две Минеи яз Иван Харитонов продал Ивану Данилову сыну книжнику и руку приложил..." На этой же книге имеется и еще одна запись: "Лета 7090... дал на душевное (поминовение) сторож казенной Борис Мефодьев сын Минею двумесячную к Николе Чудотворцу".
Эта и множество других подобных записей убедительно доказывают, что книга на раннем этапе русской книжности становилась предметом повторного обращения, причем продавцами являлись как владельцы, так и явно торговцы-перекупщики.
О возникновении в 16 веке процесса повторного обращения книг свидетельствует и тот факт, что в этот период фиксируется первый термин профессиональной лексики книгопродавцев - подержанная книга. Так в описях Московского печатного двора именовались книги, купленные за недостатком изданий самого печатного двора "на торгу", чтобы удовлетворить спрос церквей и монастырей.
К первой половине 18 века относятся сведения о торговцах, специально занимавшихся скупкой и продажей подержанных книг. Это Григорий Черный и Степан Федотов. Их имена упоминаются в связи с делом, рассматривавшимся государственным органом управления церковью - Синодом - в 1731 году. После указа от 20 марта 1721 года запрещалась торговля старопечатными книгами, не имевшими исправлений в тексте, соответствующих положениям церковной реформы. Названные торговцы были задержаны в торговых рядах с запрещенными книгами и на следствии показали, что сами не имели книгопечатной мастерской, книги не изготовляли, а скупали их в домах и торговых рядах.
Разрозненные факты и свидетельства еще не позволяют говорить о возникновении букинистической торговли как организованной отрасли, так как разделение труда не получило ярко выраженного характера, однако процесс повторного обращения книжных изданий существовал к середине 18 века достаточно прочно. Его развитие обусловлено рядом социально-экономических причин, важнейшими из которых являются недостаточное товарное предложение на книжном рынке по отношению к спросу, нехватка книг в связи с трудоемкостью их производства, несоответствие содержания основной массы книжной продукции, удовлетворявшей только церковные нужды, фактической потребности грамотной части населения в книге светского содержания - учебниках, справочниках, художественной литературе.
К концу 18 - началу 19 века букинистическая торговля выделяется в самостоятельную часть книжной торговли с характерными только для нее методами и приемами работы, наличием торговцев-профессионалов, торговых предприятий.
Первоначальный период развития собственно букинистической торговли в нашей стране характеризуется стихийностью появления и разрозненностью предприятий, случайным выбором методов и приемов работы, направленных главным образом на поддержание существования самого книготорговца. Недаров в Энциклопедическом словаре А. А. Плюшара дается не очень лестное определение профессии букиниста: "Так называют мелочных торгашей или менял, которые занимаются выменом, скупом, продажею или променом старых, подержанных книг".
В эпоху дворянско-крепостнической монархии в России спрос на букинистические книги диктовался, кроме задач просвещения, такими общественными явлениями, как меценатство, собирание коллекций редких книг, наконец, модой на домашние библиотеки, бытовавшей в помещичьей среде. Преобладание на книжном рынке изданий на иностранных языках только усиливало интерес мобирателей к старой русской книге. Книжные увленчения богатого покупателя стимулировали развитие букинистической торговли, делали ее выгодным предприятием, дающим средства не только на пропитание, но и на расширение дела.
|