Английский национальный стиль отделки переплета создал Сэмюэль Мирн (? - 1683), работавший вместе со своим сыном Чарльзом. В первой половине XVI века в оформлении английских переплетов господствовал готический стиль, и только к середине столетия стало сказываться французское, итальянское и восточное влияние. При королеве Елизавете переплетное искусство переживало период подъема. В это время английские переплетчики равнялись на французские образцы. Хотя Сэмюэль Мирн и следовал стилю ле Гаскона, его переплеты все же отличаются заметным своеобразием. Работы Мирна принято делить на три группы: одни относятся к стилю `прямоугольный` (Rectangular), другие - к стилю `коттедж` (Cottage), третьи - к стилю `всё вместе` (All-over). Для первой группы характерно наличие прямоугольного среднего поля, заключенного в широкие рамки, составленные из изображений цветов и листьев, а также декоративных украшений в углах переплета. Вторую группу отличает весьма своеобразное декоративное оформление по контуру. На участках, где оно примыкает к среднему полю, образуется крышеобразный контур, так что весь декор напоминает фронтон деревенского дома. В переплетах третьей группы сторонки полностью покрыты разработанными Мирном орнаментами.
Со времени правления королевы Елизаветы и вплоть до XVIII века в Англии оставались в моде переплеты с вышивкой, на которых могли изображаться разнообразные фигуры и портреты. Однако такие переплеты имели серьезный недостаток - они были недолговечны.
Во второй половине XVIII века в Англии работал еще один выдающийся переплетчик - Роджер Пейн (? - 1797). Его коньком была обработка марокена. Кроме того, он ввел в употребление русскую юфть. Пейн считал необходимым самому выполнять все работы - от подготовки кожи до создания эскиза оформления переплета и гравирования штампов. Созданные им орнаменты отличаются сдержанностью в выборе деталей и уравновешенностью композиции. По стилю его переплеты близки к классицизму. Основными заказчиками Пейна были известные библиофилы лорд Спенсер и К.М.Крэчероуд.
В конце XVIII века сложился новый стиль, базирующийся на орнаментике этрусского и античного искусства. Его принято называть этрусским, или английским, стилем. В своей ранней форме он возник во Франции - в 1775 году его использовали Дером и современные ему парижские мастера, но широкое признание он получил только после революции, во время которой французское переплетное искусство переживало период застоя. Выдающимися мастерами этрусского стиля были братья Боцерианы.
Этрусский стиль является выражением стиля ампир в переплетном искусстве и характеризуется сдержанностью оформления и стремлением к использованию простых декоративных элементов, стилизованных под античные образцы. Чаще всего оформление ограничивается узкой полоской орнамента, протянутой вдоль кромки переплета, а среднее поле, как правило, свободно. При этом большое внимание уделяется декорированию корешка и богато украшается внутренняя сторона переплета. Отделка внутренней стороны крышки - дублюра - применялась уже в XVII веке, а в XVIII веке внутреннюю сторону нередко обтягивали шелком.
http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=108 |