Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Библиофилия / Из истории переплета. Немецкий переплет

Из истории переплета. Немецкий переплет

Статьи

Библиофильство - история развития
Временные рамки и периоды библиофильства в России
Из истории переплета. Английский переплет
Инвестиции в книжный антиквариат
Классификация антикварных книг
Что такое Антикварная книга? Развитие понятия антикварной книги и антикварной книжной торговли
Как оценить и продать старинную книгу
Судьбы редких изданий
Периоды книжного увлечения в мире и в России
Из истории переплета. Элементы украшения переплетов - суперэкслибрис и екслибрис
Из истории переплета. Переплет в XIX - XX веках
Переплеты старинных российских книг
Из истории переплета. Издательский переплет и суперобложка
Антиквариат. Французский переплёт книг
Из истории переплета. Немецкий переплет
Реставрация старинных книг
Оценка антикварных книг
История книги. Книжные центры древней Руси
Рукописные книги
История книги. Украшение и декорирование книг
Библиотека - центр книжного предпринимательства в древнем мире
Антикварные книги
Конструкция и художественное оформление старинных книг в России
Собирание старинных книг в Европе и России: от древности до наших дней
Торговля антикварными книгами в России от эпохи Петра I до наших дней
Владельческие и иные знаки на книгах
10 самых дорогих книг
Коллекция ужасных книг
Инвестиции в антикварные книги
Букинисты
Хоббит Толкиена стоит 120.000 долларов
Общие сведения
Развитие букинистической торговли в России до середины XIX века
Букинистика во второй половине XIX века
Коллекции

Русский авангард начала XX века
Такие разные книги
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0В позднее Средневековье крупным центром переплетного искусства стала Германия, где преобладал позднеготический стиль. В конце XV века по заказу Петера Угельгеймера из Франкфурта-на-Майне несколько книг были переплетены в Венеции. Их тонко и искусно изготовленные переплеты, выполненные, по всей вероятности, восточными мастерами, положили начало новому стилю оформления переплетов в Европе. Также на немецкое искусство переплета значительное влияние оказали книги Николауса фон Эбелебена и Дамиана Пфлуга, переплетенные во время их учебы в Париже и Болонье, а затем привезенные в Германию.

Вплоть до середины XVI века немецкие переплетчики использовали традиционные формы и старую технику. По-прежнему переплеты изготавливались преимущественно из досок, обтянутых телячьей или свиной кожей и украшенных блинтовым тиснением.

Для тиснения применяли ротационные (роликовые) и плоские штампы. При оформлении переплета в большинстве случаев придерживались следующей схемы: в центре располагался герб или какое-либо другое изображение, которое обрамлялось параллельными линиями, заполнявшими все остальное поле сторонки. Для тиснения изображения в центре использовался плоский штамп, а для рамок - роликовые штампы. Применение роликовых штампов часто было бессистемным и небрежным: предназначенные для тиснения вертикальных линий штампы могли использоваться и для формирования горизонтальных линий без учета характера орнамента. Эти линии могли сходиться на углах, а могли оставаться разъединенными, даже если это не было обусловлено композицией.

Тематика орнаментов отличалась разнообразием. Наряду с чистым орнаментом, который в известной мере был выдержан в готическом стиле, немецкие переплетчики применяли пальметты и украшения в стиле эпохи Возрождения. Нередко на ролике углубленно гравировалось несколько изображений, что позволяло получать повторяемый рисунок.

Переплеты украшались портретами, сценами из мифологии и истории, аллегорическими фигурами и изображениями современников (в первую очередь Мартина Лютера и деятелей реформационного движения). Народные бытовые сцены заимствовались из произведений графики. Довольно часто на центральном штампе гравировался портрет владельца книги или курфюрста. Часто приводилась монограмма владельца с указанием года, а также имена переплетчика и гравера.

В 30-х годах XVI века начала применяться техника золочения, которая утвердилась к середине столетия. Блинтовое тиснение сохраняло свое значение вплоть до XVII века - его продолжали применять для отделки в основном научных книг, переплетенных в белую свиную кожу или чистый пергамен.

В Германии переплетное искусство поддерживали некоторые курфюрсты и состоятельные бюргеры. Крупным центром переплетного дела была Саксония, в частности Виттенберг.

В середине XVI века в оформлении переплетов особенно заметным стало влияние стиля эпохи Возрождения. Воротами, через которые в Германию проникло новое искусство переплета, стал Аугсбург. Здесь переплетал книги для библиотеки Фуггеров Якоб Краузе (1531-1585) из Цвикау, который перенял стиль эпохи Возрождения во Франции и Италии. В 1566 году курфюрст Август Саксонский пригласил его в Дрезден и назначил придворным переплетчиком. Краузе стал самым выдающимся немецким переплетчиком своего времени. Его переплеты не уступали работам французских мастеров и отличались чрезвычайно богатой отделкой, для которой использовались выполненные с большим вкусом штампы. Он охотно применял заимствованную у восточных мастеров схему оформления с центральным и четырьмя угловыми полями, но часто заключал эти поля в многочисленные рамки и заполнял свободные места богатым и тонким ленточным орнаментом с арабесками. Наряду с позолоченными и посеребренными переплетами Краузе изготавливал более дешевые переплеты в немецком стиле XVI века, а также предназначенные для дорожной библиотеки курфюрста простые пергаменные обложки без вставок из картона, скупо украшенные золотым тиснением.

Некоторые переплеты Краузе помечены монограммой `JKF`, другие - его знаком: кружкой, из которой растут цветы. За исключением нескольких томов, разошедшихся по различным собраниям, большая часть собрания переплетов Краузе сохранилась в Дрезденской земельной библиотеке. Во время войны эти книги были сильно повреждены, но сейчас они отреставрированы.

После смерти Краузе должность придворного переплетчика занял его помощник Каспар Мойзер. Он пытался работать в стиле своего учителя, но так и не смог достичь художественного уровня его лучших работ.

Искусство переплета развивалось и при дворах других курфюрстов. Достойны упоминания переплеты, изготовленные по заказу пфальц-графа Отегенриха для книг его гейдельбергской библиотеки. Можно вспомнить и серебряные переплеты, изготовленные для книг кенигсбергской библиотеки герцогини Анны Марии Прусской.

В XVI-XVIII веках в Германии применялся и известный еще в эпоху Средневековья металлический переплет, изготавливаемый золотых дел мастерами. Со временем этот консервативный способ переплета претерпел некоторые изменения. Например, в XVIII веке для украшения малоформатных молитвенников вместо серебряных пластин стали использовать тонкую филигрань.

Новинкой XVII века стал веерный стиль `левантэль`. Он возник в Италии, во Франции не нашел распространения, но широко применялся в Германии, а также в некоторых других европейских странах. Характерный для этого стиля орнамент состоит из точек, окружностей и дуг, которые образуют своеобразные фигуры, собранные в центре сторонок в розетки, а по краям и в углах образующие половины и четверти окружности.

В XVII и XVIII веках европейское искусство переплета находилось под французским влиянием. Среди работ, созданных в это время в Германии, следует выделить гейдельбергские переплеты для книг пфальцграфской библиотеки, для которых характерно применение веерного и пуантильного стилей.

Немецкие переплеты не достигли элегантности французских образцов, они часто чересчур пышно украшены, а орнамент их слишком тяжел. Достойна упоминания группа северогерманских книг, снабженных пергаменными футлярами, скупо украшенными золотым и блинтовым тиснением. Подобные футляры широко применялись и в Голландии. Обычная книга для чтения этого времени чаще всего переплеталась в чистый пергамен. Поскольку такой переплет казался сделанным из рога, такие книги назывались роговыми.

В то время как в XVIII веке при саксонском дворе книги получали роскошное оформление, книги для прусского короля Фридриха II украшались простой тисненной золотом рамкой и лишь одной буквой, помещаемой в середине переплета, которая указывала на принадлежность книги к одной из дворцовых библиотек - в Сан-Сусси, Рейнсберге, Берлине или Вроцлаве.

В Нидерландах во второй половине XVII веке выдающиеся достижения продемонстрировали амстердамские переплетчики Магнусы. Они работали в основном для Эльзевиров и способствовали расцвету пуантильного стиля в Голландии.



http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=107

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь