Сегодня, в эпоху развитых технологий, подделка вин стала очень простым делом. Чтобы подделать Ренуара, требуется, по крайней мере, талант художника. Чтобы подделать вино, нужно всего лишь найти подходящую бутылку, правильную этикетку и похожую капсулу. Этикетку `нарисовать` на компьютере проще простого. Старые бутылки - и обычные, и магнумы - можно без труда отыскать у старьевщиков в том же Бордо.
Винным экспертам постоянно приходится `чистить` подвалы коллекционеров после сомнительных покупок на аукционах. Некоторые подделки специалисту видны невооруженным глазом, другие сделаны весьма искусно, и чтобы выявить их, приходится проводить очень кропотливую работу. Для этого нужно проследить весь путь бутылки: от производителя до полки в погребе заказчика. Например, консультант Коха Дэвид Молино-Бэрри тесно `общался` с шато, выяснял, какие этикетки и капсулы были в ходу в годы, указанные на бутылке, были ли вина заново закупорены.
В случае с винами из коллекции Джефферсона выводы о фальсификации были сделаны на основании исследования гравировки на бутылках. В конечном итоге именно они стали главным доказательством того, что бутылки поддельные: по словам Дэвида Молино-Бэрри, в XVIII веке невозможно было сделать столь четкий рисунок, для этого потребовались бы инструменты типа электрической бормашины стоматолога, которой в то время просто не существовало!
Роденшток настаивает, что он тоже заказывал анализ гравировок (этикеток и капсул в те времена на бутылках еще не было). Эксперты подтвердили, что бутылки были оформлены в конце XVIII столетия. Также был проведен химический анализ содержимого - в Высшей технической школе в Цюрихе и, параллельно, в Оксфордском университете. Результаты якобы подтвердились.
Химический анализ
Принцип химического анализа вина основан на исторических фактах. Начиная с 1945 года, когда на Японию была сброшена атомная бомба, в вине можно обнаружить небольшие следы радиоактивных элементов. Чтобы забрать вино на исследование, пробку протыкают тончайшей иглой. Если в вине не обнаруживают следов радиоактивности, значит, оно было налито в бутылку до последних дней Второй мировой войны. Потом делается молекулярный анализ - на основании знаний периода полураспада радиоактивных элементов можно вычислить возраст вина с точностью до десяти лет. Процедура очень кропотливая и дорогостоящая - не менее 5000 долларов за бутылку. Ее заказывают в исключительных случаях, когда заказчики готовы платить астрономические суммы. Так поступил Уильям Кох, чтобы разоблачить `жулика` Роденштока.
Однако многие коллекционеры не хотят знать, что владеют подделкой. Им приятнее верить в красивую сказку. Кроме того, людям стыдно признаваться, что они дали себя обмануть.
Попробовать на вкус
Манипуляции с более молодыми винами выявить сложнее - этикетки, капсулы и стекло Chateau Lafleur 1982 года выглядят по сей день как новенькие. А если какой-нибудь `делец` возьмет, к примеру, недорогой `Петрюс` 1984 года и подменит на нем этикетку на Великий 1982-ой год - этот криминальный акт выявится лишь после того, как счастливый обладатель бутылки решит попробовать вино. Настоящую уверенность в подлинности вина можно получить только в одном случае - когда вы откроете бутылку и попробуете вино на вкус.
Может возникнуть и другая проблема - отсутствие опыта. Не все знают, каков на вкус Mouton-Rothschild 1945 года. Если подделка сделана с умом, и в бутылку налито красное вино с соответствующими ароматами, то понадобится большое знание вопроса, чтобы вывести `умельцев` на чистую воду.
Быть начеку
Тому, кто серьезно разбирается в вопросе, выявить подделку по силам. Например, если перед вами Chateau Pétrus 20-х годов прошлого века в магнуме или в другом большом формате, то это точно фальшивка. Потому что `Петрюс` не разливался в те годы в бутылки такой емкости. Или Domaine de la Romanée-Conti Richebourg урожая 1947 года - точно фальсификация. В том году в этом хозяйстве засадили новые лозы, поэтому вино не производили вообще.
|