Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Филокартия / Особенности русской колекционной открытки и филокартии как таковой

Особенности русской колекционной открытки и филокартии как таковой

Статьи

Термины филокартии
Международная классификация старинных открыток по сохранности
Интересные факты
О реставрации открыток
Рекомендации по хранению дореволюционных открыток
Плоды небрежности и безответственности
Рождественская открытка под гнетом советской цензуры
РЕТРО АВТОМОБИЛИ
Филокартия. В помощь
Открытое письмо
Серьезное увлечение серьезных людей
Общепринятые термины в филокартии
История поздравительных открыток. Валентинки. Особенности поздравительных открыток
Филокартия - родом из Англии
Размеры открыток или значение размера открыток для коллекционера
О реставрации антикварных открыток
Хранение антикварных открыток
Технология изготовления старинных антикварных открыток
Особенности русской колекционной открытки и филокартии как таковой
Максимафилия или картмаксимумы в собрании открыток
Россика на почтовых открытках
Первая рождественская открытка. История первой рождественской открытки
Открытка, как новое направление промышленного производства в России в конце 19 - начале 20 века
Кратко об истории открытки
Русская пасхальная открытка
К вопросу о реставрации старинных открыток
История открытки
Международная классификация качества открыток
Что вредит открыткам?
Открытки блокадного города
Что такое филокартия?
Спорт в филокартии
Коллекции

Образы Мадонны
Дети на германских открытках 40-х годов
Российкие дореволюционные открытки
РЕТРО АВТОМОБИЛИ в коллекции открыток Виталия Ивановича Першина
Артисты театра и кино. Набор открыток. 1958 г.
Ленинград сегодня - набор открыток, 1972 год
Набор открыток "Казань", 1977 год
Набор открыток "Верхневолжье"
Набор открыток "Озеро Селигер"
Набор открыток "Ленинград", 1959 год
Набор открыток "Ялта" 1987 года
Набор открыток ВДНХ 1980
Набор открыток "Художник В.И.Курдов. Журавли"
Набор открыток "Москва-Тбилиси"
Набор открыток "Крым"
Набор открыток. Музей-усадьба "Архангельское"
Набор открыток "Зимние мотивы"
Набор открыток "У истоков твоих, Волга", художник Р.Благовещенский
Открытки Пьянству-бой!
Открытки новоселье
Интересные открытки
Новогодние открытки 1950-х годов
Открытки художника В. Миронова
Набор открыток "Полоцк" (StudioXS, 2002)
Европа на старых открытках (StudioXS)
Дрезден
Лазурный берег
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0Первые карточки были невзрачными. На одной стороне - место для марки и почтовые правила: `Открытое письмо должно быть сполна оплачено соответственною почтовою маркою. На этой стороне, кроме адреса, ничего писать не дозволяется`. На другой стороне - грозная надпись: `Почтовое управление за содержание письма не отвечает`. Выпущена была эта карточка Экспедицией заготовления государственных бумаг.

Начиная с середины XIX века, открытки постепенно приобретают не только особое место в переписке, но и уникальное значение в быту. Дорогие, в золотой крошке с тиснением или простенькие, в виде фотографий с надписью, - в любом доме они выставлялись напоказ. Их вправляли в рамочки, обклеивали ими абажуры настольных ламп, с помощью шелкового шнура или соломки делали из них вазочки и шкатулки.

Буквально через несколько лет выпуск открыток становится отдельной отраслью полиграфической промышленности. Открытки превращаются в дорогое удовольствие - настоящие, качественные и высокохудожественные печатают только Экспедиция заготовления государственных бумаг и еще две типографии: `ван Голике и Вильборг`, `литографии Ильина`. Черно-белые открытки хорошего качества стоили 3 - 5 копеек, цветные - 5 - 10 копеек.

Золотые имена серебряного века


К началу XX века можно было четко различить три категории открыток - иллюстрированные, репродукционные и видовые. Особняком стоят открытки-портреты видных деятелей науки, политики и искусства.

После русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов многие ее участники остались инвалидами, были одиноки и не имели средств к существованию.

Среди таких людей особую группу составляли сестры милосердия, прославившие себя на поле боя, где они самоотверженно выхаживали раненых. Российские деятели искусства стали хлопотать об учреждении Комитета попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны. Дамой-патронессой или, как тогда говорили, попечительницей этой организации стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (внучка императора Николая I), в честь которой учреждение и получило свое название - Община Святой Евгении. Именно эта община впервые в России начала издавать книги по искусству, репродукции, плакаты, поздравительные открытки.

Издательская деятельность приносила значительный доход, который использовался на обустройство больницы и жилья для сестер.

К работе были привлечены художники мирового значения Николай Рерих и Александр Бенуа. В 1896 году общиной были выпущены конверты для открыток к Святой Пасхе, Рождеству и для визитных карточек. В оформлении конвертов принимали участие `мирискусники` Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере - золотые имена серебряного века.

В 1898 и последующие годы были выпущены первые открытки с репродукциями акварелей Николая Каразина, Елизаветы Бем, Ильи Репина, Константина Маковского. Коммерческий успех предприятия был грандиозным.

`Новый русский стиль`


У общины Св. Евгении тут же появились последователи, и мир увидел коллекцию открыток-эстампов, посвященных собранию Эрмитажа, видам Петербурга. Триумф открытки был полным - к работе подключились Анна Остроумова-Лебедева, Борис Кустодиев, Михаил Врубель, Валентин Серов - лучшие художественные силы того времени открытки с рисунками этих мастеров стали явлением в культуре быта. Художественное направление в русской живописи конца XIX века, известное как `новый русский стиль`, удачно совпало со стихией открыток, варьируя темы русских сказок, поговорок, былин, давая возможность многим людям приобщиться к истории русского костюма и событий допетровского времени.

Но самыми многочисленными и рассчитанными на людей неимущих были открытки с фотомонтажом и подрисовкой. Ядовито-розовые или зеленые подкраски с обязательной надписью `под золото` считались в те годы символом пошлости, а слащавые пожелания не раз высмеивались в анекдотах и даже в литературе. Но парадокс времени в этом и состоит - то, что было несовместимо с хорошим вкусом когда-то, сегодня обрело очарование простодушности и наивности, а техническое несовершенство и неумелость превратились в исторический документ.

О вкусах спорят


Были в жизни русской открытки и темные стороны. Россия на волне растущей популярности открытки была наводнена дешевым ширпотребом `для народа` - с котятами и щенками, слащавыми детскими мордашками и пошлыми розочками. Но это было дело вкуса - кто-то отправлял почтовую карточку с репродукцией Врубеля, а кто-то - со щенком с бантиком.

Однако настоящим бичом русской открытки стала, как тогда писали, `парно графия`. Ее, конечно, отправлять в открытом виде было нельзя, тем не менее, порнографических открыток было достаточно, чтобы появились запреты царской и синодальной цензуры.

Справедливости ради надо отметить, что сегодня никому и в голову не придет, глядя на старинную открытку, заподозрить, что она была запрещенной, - тогдашние суровые нравы к `парно графии` относили даже художественные произведения с изображением обнаженного тела. И тем не менее, цензура строго запрещала выпуск особых открыток. `Указ по книгам и брошюрам`, арест на которые утвержден судебными постановлениями по январь 1911 года, наряду с революционными открытками издательства Метальникова, перечисляет `открытые письма с явно парнографическими изображениями в количестве 33-х, и открытые письма с изображением кредитных билетов`.

Новое - хорошо забытое старое


Естественный процесс развития русской открытки был прерван в 1917 году. После десятилетий советского режима в нынешней России едва ли не самыми популярными становятся репринты старинных открыток, поздравительные открытки с праздниками, ранее запрещенными политическим строем.

`Со святой Пасхой`, `С Рождеством`, `С днем Ангела` - именно такие открытки раскупаются лучше всего. В другие открытки, такие как `С днем свадьбы`, возвращается традиционная ранее символика обряда венчания. Несмотря на развитие полиграфических технологий, особой популярностью пользуются открытки `под старину` - с черно-белой подкрашенной фотографией. Так уж вышло, что никакие новации не смогли сжить со света радостную поздравительную открытку. Есть в этом что-то необъяснимое, так много в `открытом письме с картинкой человечности, тепла, отблеска детского ожидания праздника, делающих открытку усладой для души и глаз`.

Маленькие кусочки картона стали не только открытыми письмами, но и `домашними картинными галереями`, политическими плакатами и коллекциями шедевров архитектуры.

Появилась новая отрасль в коллекционировании - собиратели открыток стали гордо именоваться филокартистами.



Татьяна АРЗАМАСЦЕВА, Почта России

http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=70

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь