Первые карточки были невзрачными. На одной стороне - место для марки и почтовые правила: `Открытое письмо должно быть сполна оплачено соответственною почтовою маркою. На этой стороне, кроме адреса, ничего писать не дозволяется`. На другой стороне - грозная надпись: `Почтовое управление за содержание письма не отвечает`. Выпущена была эта карточка Экспедицией заготовления государственных бумаг.
Начиная с середины XIX века, открытки постепенно приобретают не только особое место в переписке, но и уникальное значение в быту. Дорогие, в золотой крошке с тиснением или простенькие, в виде фотографий с надписью, - в любом доме они выставлялись напоказ. Их вправляли в рамочки, обклеивали ими абажуры настольных ламп, с помощью шелкового шнура или соломки делали из них вазочки и шкатулки.
Буквально через несколько лет выпуск открыток становится отдельной отраслью полиграфической промышленности. Открытки превращаются в дорогое удовольствие - настоящие, качественные и высокохудожественные печатают только Экспедиция заготовления государственных бумаг и еще две типографии: `ван Голике и Вильборг`, `литографии Ильина`. Черно-белые открытки хорошего качества стоили 3 - 5 копеек, цветные - 5 - 10 копеек.
Золотые имена серебряного века
К началу XX века можно было четко различить три категории открыток - иллюстрированные, репродукционные и видовые. Особняком стоят открытки-портреты видных деятелей науки, политики и искусства.
После русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов многие ее участники остались инвалидами, были одиноки и не имели средств к существованию.
Среди таких людей особую группу составляли сестры милосердия, прославившие себя на поле боя, где они самоотверженно выхаживали раненых. Российские деятели искусства стали хлопотать об учреждении Комитета попечения о сестрах милосердия русско-турецкой войны. Дамой-патронессой или, как тогда говорили, попечительницей этой организации стала принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская (внучка императора Николая I), в честь которой учреждение и получило свое название - Община Святой Евгении. Именно эта община впервые в России начала издавать книги по искусству, репродукции, плакаты, поздравительные открытки.
Издательская деятельность приносила значительный доход, который использовался на обустройство больницы и жилья для сестер.
К работе были привлечены художники мирового значения Николай Рерих и Александр Бенуа. В 1896 году общиной были выпущены конверты для открыток к Святой Пасхе, Рождеству и для визитных карточек. В оформлении конвертов принимали участие `мирискусники` Лев Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере - золотые имена серебряного века.
В 1898 и последующие годы были выпущены первые открытки с репродукциями акварелей Николая Каразина, Елизаветы Бем, Ильи Репина, Константина Маковского. Коммерческий успех предприятия был грандиозным.
`Новый русский стиль`
У общины Св. Евгении тут же появились последователи, и мир увидел коллекцию открыток-эстампов, посвященных собранию Эрмитажа, видам Петербурга. Триумф открытки был полным - к работе подключились Анна Остроумова-Лебедева, Борис Кустодиев, Михаил Врубель, Валентин Серов - лучшие художественные силы того времени открытки с рисунками этих мастеров стали явлением в культуре быта. Художественное направление в русской живописи конца XIX века, известное как `новый русский стиль`, удачно совпало со стихией открыток, варьируя темы русских сказок, поговорок, былин, давая возможность многим людям приобщиться к истории русского костюма и событий допетровского времени.
Но самыми многочисленными и рассчитанными на людей неимущих были открытки с фотомонтажом и подрисовкой. Ядовито-розовые или зеленые подкраски с обязательной надписью `под золото` считались в те годы символом пошлости, а слащавые пожелания не раз высмеивались в анекдотах и даже в литературе. Но парадокс времени в этом и состоит - то, что было несовместимо с хорошим вкусом когда-то, сегодня обрело очарование простодушности и наивности, а техническое несовершенство и неумелость превратились в исторический документ.
О вкусах спорят
Были в жизни русской открытки и темные стороны. Россия на волне растущей популярности открытки была наводнена дешевым ширпотребом `для народа` - с котятами и щенками, слащавыми детскими мордашками и пошлыми розочками. Но это было дело вкуса - кто-то отправлял почтовую карточку с репродукцией Врубеля, а кто-то - со щенком с бантиком.
Однако настоящим бичом русской открытки стала, как тогда писали, `парно графия`. Ее, конечно, отправлять в открытом виде было нельзя, тем не менее, порнографических открыток было достаточно, чтобы появились запреты царской и синодальной цензуры.
Справедливости ради надо отметить, что сегодня никому и в голову не придет, глядя на старинную открытку, заподозрить, что она была запрещенной, - тогдашние суровые нравы к `парно графии` относили даже художественные произведения с изображением обнаженного тела. И тем не менее, цензура строго запрещала выпуск особых открыток. `Указ по книгам и брошюрам`, арест на которые утвержден судебными постановлениями по январь 1911 года, наряду с революционными открытками издательства Метальникова, перечисляет `открытые письма с явно парнографическими изображениями в количестве 33-х, и открытые письма с изображением кредитных билетов`.
Новое - хорошо забытое старое
Естественный процесс развития русской открытки был прерван в 1917 году. После десятилетий советского режима в нынешней России едва ли не самыми популярными становятся репринты старинных открыток, поздравительные открытки с праздниками, ранее запрещенными политическим строем.
`Со святой Пасхой`, `С Рождеством`, `С днем Ангела` - именно такие открытки раскупаются лучше всего. В другие открытки, такие как `С днем свадьбы`, возвращается традиционная ранее символика обряда венчания. Несмотря на развитие полиграфических технологий, особой популярностью пользуются открытки `под старину` - с черно-белой подкрашенной фотографией. Так уж вышло, что никакие новации не смогли сжить со света радостную поздравительную открытку. Есть в этом что-то необъяснимое, так много в `открытом письме с картинкой человечности, тепла, отблеска детского ожидания праздника, делающих открытку усладой для души и глаз`.
Маленькие кусочки картона стали не только открытыми письмами, но и `домашними картинными галереями`, политическими плакатами и коллекциями шедевров архитектуры.
Появилась новая отрасль в коллекционировании - собиратели открыток стали гордо именоваться филокартистами.
Татьяна АРЗАМАСЦЕВА, Почта России
http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=70 |