Искаженные шедевры мирового искусства В том, что открытки являются замечательными проводниками культуры в народные массы, сегодня убеждать никого не надо. Благодаря этим небольшим листкам плотной бумаги с репродукцией на лицевой стороне многие наши соотечественники, в особенности проживающие вдали от крупных культурных центров, знакомятся с шедеврами мирового искусства, узнают имена мастеров кисти и резца, получают представление о знаменитых художественных собраниях, а также о произведениях, утраченных человечеством в результате войн, революций и стихийных бедствий. Но, к величайшему сожалению, открытки далеко не всегда выполняют на "отлично" свою пропагандистскую функцию. Виной тому многочисленные ошибки на них. Их много сотен, этих горьких плодов небрежности и безответственности издателей. Здесь и неверное указание местонахождения произведений, их размеров, дат создания картин, и даже ошибки в названиях работ и указании их авторов. И очень неприятно, что эти почтовые карточки не изымаются из обращения, подобно некоторым иным предметам коллекционирования, а долгие десятилетия разгуливают по белу свету, распространяя ложные сведения. Конечно, этот издательский брак уже не вырубить никаким топором. В наших силах только проинформировать собирателей открыток о допущенных издателями "ляпах", что и является главной целью этого материала. Начнем с неверного указания автором произведений. Среди них наиболее часты ошибки, связанные с одинаковыми фамилиями художников. Так, картину "Прогулка в коляске" работы Александра Брюллова "Изогиз" в 1957 г. воспроизвел, приписав авторство его знаменитому брату Карлу. Акварель И.П. Прянишникова "У кибитки" это же издательство и в том же году приписало видному передвижнику И.М. Прянишникову, а полотно малозаметной художницы С.А. Беклемишевой-Филипченко "Охота на лису" (1962) - известному скульптору В.А. Беклемишеву. "Пейзаж с лошадьми" А.О. Орловского киевское издательство "Мiстэцтво" включило в подборку, посвященную В.Д. Орловскому (1982). "Натюрморт" Владимира Лебедева издательство "Рюрик" (1991) репродуцировало под именем Клавдия Лебедева, прославившегося композициями на сюжеты из русской истории, а "Натюрморт с чайной посудой" кисти П.В. Кузнецова назвало работой его однофамильца Н.Д. Кузнецова. Есть у филокартистов упреки и в адрес успешно работающего в последние годы на ниве филокартии ООО "Свет-Инфо". Создателем картины "Иллюминация Москвы" оно указало Константина Маковского, тогда как в действительности им является его брат Николай, а копию с полотна К.П. Брюллова "Умывающаяся итальянка" (правильнее - "Итальянское утро"), выполненную неизвестным художником и хранящуюся в воронежском Музее изобразительных искусств, представило коллекционерам как подлинную работу самого великого маэстро (обе 2000 года выпуска). Немало допущено ошибок и в наименованиях репродуцированных произведений искусства. Полотно итальянского художника Д.Панини "Сивилла предсказывает рождение Христа" издано на открытке ("Аврора", 1988) под названием "Вид Форума в Риме". Знаменитая картина А.А. Дейнеки "Левый марш" усилиями работников издательства Министерства связи СССР (1980) превратилась в "Оборону Петрограда". "Пионервожатая" работы Н.А. Касаткина по воле издательства "Изобразительное искусство" (1989) стала "Комсомолкой-рабфаковкой". Полотно А.М. Васнецова "Старое устье реки Неглинной" репродуцировано "Советским художником" (1978) под ошибочным названием "Спасские водяные ворота Китай-города". На репродукции с портрета кисти Д.Г. Левицкого из комплекта "Тамбовская областная картинная галерея" ("Советский художник", 1989) запечатлен не знаменитый вельможа эпохи Екатерины II граф Александр Сергеевич Строганов, а его двоюродный брат - барон Александр Николаевич. "Отличилось" и уже приказавшее долго жить издательство "Рюрик": картину Ф.А. Малявина "Две девки" оно выпустило под наименованием "Верка", а произведение П.Н. Филонова "Коровницы" почему-то назвало "Германской войной" (обе 1991 года издания).
|