Сегодня, когда автомобиль прочно вошел в наш быт, интерес к его истории стал таким же всеобщим, как и применение. Трудно выделить какую-либо страну как колыбель автомобиля. Его рождение, развитие, распространение интернационально. Самые первые модели, построенные немцами Готлибом Даймлером и Карлом Бенцем, французами Луи Панаром и Эмилем Левассором, русскими Евгением Яковлевым и Петром Фрезе, англичанами Фредериком Ланчестером и Джоном Найтом, американцами Фрэнком Дюрие и Генри Фордом, итальянцами Энрике Бернарди и Аристидом Фаччьоли, стали прототипами для бесчисленных более поздних конструкций во всех странах мира.
Как отразить все их многообразие, если за сто с небольшим лет возникло свыше 5 тысяч автомобильных марок, причем каждая была представлена подчас несколькими сотнями моделей!..
Автомобили выпуска 1898-1932 годов - самые редкие. Среди них есть отечественные, правда, они не все сохранились, но из десятка известных в настоящее время экземпляров в комплекте представлены три наиболее интересные: `Руссо-Балт-К12 20`, АМО-Ф15, НАМИ-1. Показаны и машины зарубежных заводов, причем некоторые из них, как, например, `Штевер`, за пределами России не сохранилась.
Во всем мире собрано немало уникальных моделей машин, одни из них экспонируются в различных музеях, другие хранятся в коллекциях энтузиастов, объединенных в клубы старинных автомобилей. `Благоговей перед следами прошлого` - эти слова древнеримский поэт Публий Папиний Стаций написал почти две тысячи лет назад. Сам того не подозревая, в этой фразе он сформулировал суть деятельности музеев и коллекционеров. Благодаря им мы сегодня можем представить себе пути развития автомобильной техники не только по архивным документам и журнальным публикациям, но и по действующим образцам.
В нашей стране старинные машины сохранены и реставрированы как музеями, так и отдельными энтузиастами из клубов автомотостарины. Сегодня в разных городах уже действуют четыре десятка таких клубов. Они объединяют 2500-2700 человек, владеющих 3500-3800 старинными автомобилями и мотоциклами. Ведущую роль среди них играют клубы `Следопыты автомотостарины` (Москва), ААК (Латвия), `Уник` (Эстония), `Самоход` (Санкт-Петербург).
Немало интересных машин демонстрируется в залах Политехнического музея, а также в музеях заводов АЗЛК, ГАЗа, в краеведческих музеях. В Риге вступает в строй музей Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог Латвии.
У музейных экспонатов надежное пристанище и вполне определенное будущее. Что же касается частных коллекций, то для охраны уникальных машин некоторые из них стали ставить на государственный учет как памятники культуры. Все эти образцы - не мертвые экспонаты. Они находятся в рабочем состоянии и, более того, во всех деталях соответствуют оригиналу, изготовленному много лет назад.
Фото: Ю. Поволоцкий
Текст: Л. Шугуров
http://www.cross-roads.ru/cars/index.html |