Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Филокартия / Россика на почтовых открытках

Россика на почтовых открытках

Статьи

Термины филокартии
Международная классификация старинных открыток по сохранности
Интересные факты
О реставрации открыток
Рекомендации по хранению дореволюционных открыток
Плоды небрежности и безответственности
Рождественская открытка под гнетом советской цензуры
РЕТРО АВТОМОБИЛИ
Филокартия. В помощь
Открытое письмо
Серьезное увлечение серьезных людей
Общепринятые термины в филокартии
История поздравительных открыток. Валентинки. Особенности поздравительных открыток
Филокартия - родом из Англии
Размеры открыток или значение размера открыток для коллекционера
О реставрации антикварных открыток
Хранение антикварных открыток
Технология изготовления старинных антикварных открыток
Особенности русской колекционной открытки и филокартии как таковой
Максимафилия или картмаксимумы в собрании открыток
Россика на почтовых открытках
Первая рождественская открытка. История первой рождественской открытки
Открытка, как новое направление промышленного производства в России в конце 19 - начале 20 века
Кратко об истории открытки
Русская пасхальная открытка
К вопросу о реставрации старинных открыток
История открытки
Международная классификация качества открыток
Что вредит открыткам?
Открытки блокадного города
Что такое филокартия?
Спорт в филокартии
Коллекции

Образы Мадонны
Дети на германских открытках 40-х годов
Российкие дореволюционные открытки
РЕТРО АВТОМОБИЛИ в коллекции открыток Виталия Ивановича Першина
Артисты театра и кино. Набор открыток. 1958 г.
Ленинград сегодня - набор открыток, 1972 год
Набор открыток "Казань", 1977 год
Набор открыток "Верхневолжье"
Набор открыток "Озеро Селигер"
Набор открыток "Ленинград", 1959 год
Набор открыток "Ялта" 1987 года
Набор открыток ВДНХ 1980
Набор открыток "Художник В.И.Курдов. Журавли"
Набор открыток "Москва-Тбилиси"
Набор открыток "Крым"
Набор открыток. Музей-усадьба "Архангельское"
Набор открыток "Зимние мотивы"
Набор открыток "У истоков твоих, Волга", художник Р.Благовещенский
Открытки Пьянству-бой!
Открытки новоселье
Интересные открытки
Новогодние открытки 1950-х годов
Открытки художника В. Миронова
Набор открыток "Полоцк" (StudioXS, 2002)
Европа на старых открытках (StudioXS)
Дрезден
Лазурный берег
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0`Россика` - распространенная тема в оформлении почтовых отправлений

В последнее десятилетие XIX столетия образовался целый пласт зарубежной открыточной `россики`. Его формирование проходило под знаком общей политизации и нараставших антагонистических противоречий между ведущими державами Европы. Расширялась прикладная функция издававшихся открыток, стали появляться почтовые карточки с актуальными карикатурами на царствующих особ. Заметное место заняли выпуски французских фирм. Появление дружеских шаржей на открытках, посвященных Николаю II, пришлось на период оживления дружественного русско-французского союза.

Какой же была тематика ранней `россики`? Самое видное место заняла `царская ниша`. Открытки выпускали как многоцветные, так и черно-белые. Преобладали последние, печатавшиеся преимущественно по фотографиям 1900-1901 гг. И на документальных, и на рисованных портретах-карикатурах фигурировал Николай II как символ российского самодержавия. Повышенную коллекционную ценность представляли сюжеты на карточках-полуфабрикатах. Такая типографская `заготовка` с однотонным черно-белым рисунком поступала к художнику на цветную роспись от руки. Большей частью такая открытка приобретала окончательный вид при наличии специальной надпечатки по-французски: `Тираж - 50 (40) штук. Экземпляр ?:` Нумерация вносилась от руки. Стоимость таких выпусков колебалась от 80 долл. и более. Определились следующие тематические группы: открытки разрисованные (разные сюжеты); открытки на тему русско-французской дружбы; русско-японская война; Первая мировая война (включая открытки германских издателей). Вот на этих четырех группах и замыкалась тематика открыток-карикатур.

Стимулом для расширения `царской ниши` стал визит императора во Францию в 1902 г. Тогда французские издатели сполна отдали должное главе монархии. Причем портретные серии потеснили популярные документальные открытки со сценами совместных маневров.

Примерно к тому времени появился крен в сторону царствующего дома. На многих французских открытках запечатлены как семейные портреты, так и отдельные лица - императрица Александра Федоровна, наследник-цесаревич Алексей Николаевич. Все они, как правило, выполнены по фотографиям.

Следует отметить и интересную открытку германского происхождения. Она была отпечатана местным издательством в Дармштадте с традиционным `Привет из Дармштадта!`. Выпуск был приурочен к визиту в этот город в октябре 1897 г. императорской четы из Петербурга. Судя по почтовому штемпелю с места отправки, открытка использована по прямому назначению уже с начала октября.

Но началась Первая мировая война. `Открыточная` Россия сразу преобразилась, пошла интенсивная реклама персон антигерманского альянса. Для типографий союзников излюбленным сюжетом стала вся четверка, как нынче говорят, VIP-персон: Николай II, Георг V, Пуанкаре и бельгийский король Альберт.

0Патриотически настроенные издатели продолжали выпускать открытки во славу особ дома Романовых, причем многих вдохновило отмечавшееся в 1913 г. 300-летие. Популярностью пользовались Петр I, Екатерина Великая, Павел I. Целую серию открыток составила галерея российских полководцев. Среди них - главнокомандующий Русской армией великий князь Николай Николаевич, великий князь Константин. Но основным сюжетом на многие годы оставался русский монарх. Соответственно и цены на открытки были `на уровне`, а зигзаги европейской политики по меньшей мере дважды за первые десятилетия века `работали` на авторитет царя. Надо заметить, цены колебались незначительно - в зависимости от качества открыток - и приобретались как сувениры, а лишь потом разыскивались коллекционерами.

И вот открытка с портретом Николая II, побывавшая в почтовом обращении на французской территории, оценивается нынче в Москве в 3150 руб. Здесь просматривается тенденция отдавать преимущество `живому материалу`, то есть побывавшему в почтовом мешке: Тем более с датой, зафиксированной почтовым штемпелем: 23 октября 1916 г. Ранние открытки с царским портретом, если сравнивать с другими периодами, сдавались на почту в Париже и других городах 18-25 сентября 1901 г. На московском открыточном рынке они оцениваются в среднем в 2500 руб., хотя экземпляр, выполненный многоцветной печатью (с почтовым прохождением), оценивается и в 3150 руб.

Пользовался спросом как за рубежом, так и у нас портрет императора, перенесенный на открытку по известной картине маслом, написанной Серовым. Если исходить их факта, что печаталась открытка разными типографиями, используя и черно-белую, и цветную печать, то тиражи могли быть немалые. Просмотрев выпуски парижской и других типографий, убеждаешься: градация цен - 2520 руб., 3150 руб., 5250 руб. - вполне оправданна. Кстати, попавшие в почтовый оборот такие же открытки российского издания, использованные в переписке Франция-Россия, встречались реже.

Выпуски с изображением Николая II в кругу семьи можно было встретить среди открыток с европейским почтовым происхождением. Преимущественно это корреспонденция бельгийского и голландского происхождения. Меньше издавались в тот период русские сюжеты на открытках германских фирм. Хотя уже в первые недели с открытием военных действий появились открытки с карикатурами. Одним из пионеров подобных выпусков следует считать мюнхенского издателя Оттмара Циера. На одной из его открыток изображены `в соответственном` оформлении, в виде трилистника, Николай II, Пуанкаре и Георг V.

:Бурная история `царской ниши`, внесшей оживление в русские мотивы на зарубежных выпусках, оказалась недолговечной. Но открыточная `россика` выдержала испытание временем.



Анна Меньшикова
Источник Независимая Газета
http://obook.ru/index.php?action=show_articles&subid=57

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь