Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
По материалам: http://pitersports.ru/news/others/613-avtomobil-petrova.html.
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Народные промыслы / Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха

Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха

<<назад
Статьи

Народные промыслы и ремесла Прикамья
Бондарное дело сегодня
Береста
Художественные изделия из травянистых волокон
Булат. Узорчатая сталь. Дамасская сталь
Композиции из дерева. Кулоны
Плетение из соломы
Заоваленная резьба по дереву
Контурная резьба по дереву
Резьба по дереву
Плосковыемчатая и геометрическая резьба
Трехгранновыемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву
Прорезная, рельефная резьба. Скульптурная (объёмная) резьба
Звон клинка
Декоративные корзинки
Люди почти разучились плести корзины
Из истории лозоплетения
Полезные плетёнки
Народная игрушка: Тряпичные куклы
Глиняные игрушки
Лепим глиняную игрушку: Нянюшка с младенцем
Глиняная игрушка и её история
Художественные промыслы и их сущность
Исторические корни художественных промыслов Руси
Ритуальные куклы на Руси
Народные промыслы
Русская керамика
Как украшают керамику
Гончарные промыслы
Гжель
История хохломской росписи
Гжельская роспись
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Карпольская игрушка
История жостовского промысла
Кружевные колокольчики
Городецкая роспись
Владимирские узоры
Мезенская роспись
Пермогорская роспись
Плетение из лозы
Резьба по дереву
Баварское стекло
Богемский хрусталь
Венецианское стекло
Гусь хрустальный
Красносельский ювелирный промысел
Ростовская финифть
Лаковая миниатюра
Семикаракорский фаянс
Скопинская керамика
Латгальская керамика
Косовская керамика
Кисловодский фарфор
Ростовская чернолощеная керамика
Ярославская майолика
Жостовская роспись
Золотая хохлома
Что изображают хохломские художники?
Хохломские узоры и орнаменты
Технические приемы хохломской росписи
Зарождение золотой хохломы
Тайна хохломского золота
Производство хохломы
Легенда о возникновении хохломы
Семёновская и ковернинская хохлома
Зодчество - возрожденное искусство древней Руси
Жизнь в доме, где резной палисад
Палех
Зарождение палеха
Палехская миниатюра и фольклор
Сюжеты Великой Отечественной войны в искусстве Палеха
Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха
Ювелирная миниатюрная роспись
Стенная живопись
Русская деревянная игрушка
История деревянной игрушки
Коники, коньки-горбунки, каретки
Матрешки, татарушки, майданская игрушка
Шуйская игрушка
Подмосковная игрушка
Преимущества деревянных игрушек
Дерево в руках народного умельца
Цветы на подносе
Работа с глиной
Дымка - как лепить, как обжигать, как расписывать?
Грановитая палата Московского кремля
Искусство из металла, или железный быт
Декоративно-прикладное искусство
Художественные изделия из кости в России
Сергиево-посадский промысел игрушек
Всё народное искусство России
Коллекции

Русские эмали
Работы Николая Александровича Кутилина миниатюры храмов и церквей, дерево
Куклы из соломы
Матрешки
Венецианское стекло
Гусь хрустальный-коллекция колокольчиков
Латгальская керамика
Кисловодский фарфор
Ярославская майолика
Жостовские подносы
Литье
Грановитая палата Московского кремля
Знаменитые произведения народного творчества
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Праздничностью, яркостью образов отличаются произведения на темы волшебных народных сказок, литературных произведений. Художники создали свою пушкиниану - множество произведений, вдохновленных мотивами поэм и сказок великого поэта. Палешане не просто любят поэзию Пушкина, но и понимают музыкальность, ритмичность его стихов, стремятся воплотить их в красках и линиях миниатюр, сделать зримыми знаменитые образы.

Ларец "Сказки Пушкина"

0Ларец "Сказки Пушкина" (1949) заслуженный художник РСФСР А. В. Борунов (р. 1920) украшает миниатюрами на темы четырех сказок и вступления к поэме "Руслан и Людмила". Изображенная художником форма старинного русского ларца-теремка с четырехскатной крышкой подсказала характер живописного оформления. Это поистине драгоценный ларец сказок: кажется, если откинуть крышку, то и изнутри польются сказочные речи.

На крышке изображены герои пролога "У лукоморья дуб золеный": страшный леший в просвете призрачно-зеленой пещеры, лохматая баба-яга, могучие витязи, выходящие из моря. Но главное действующее лицо - сам поэт.

Под раскидистым дубом сидит в мечтательной позе А. С. Пушкин. Художник передает портретные черты, и в то же время создает образ условный, сказочный. Об этом говорят романтические одежды, фантастическое окружение. Герои пролога как бы появляются из глубины черного фона, будто витают в воображении поэта.

В ларце Борунова орнамент покрывает закругленные скаты крышки сетью тончайших вьющихся линий. Он органично вплетается в сюжетную роспись и обрамляет изображения золотого петушка, золотой рыбки, бочки в волнах, хрустального гроба мертвой царевны. Скаты представляют своеобразные орнаментальные заставки к живописному "тексту" сказок на стенках ларца.

Художник не старается показать развитие сюжета. Избирая одну линию повествования, в росписи стенки ларца на тему "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" Борунов рассказывает историю царевны и королевича Елисея.

Избегая драматически напряженных сцен, художник ведет рассказ плавно, неторопливо, особо отмечая лирические эпизоды. Так, в одном из эпизодов он образно передает обращение королевича за помощью к природе - к цветку, растущему па горе, в которой лежит хрустальный гроб.

Борунов придает в миниатюрах большое значение пейзажу. Живое чувство природы, сочетаясь с тонким пониманием духа сказки, помогает художнику создать образ могучего дуба - центра волшебного мира Лукоморья и раскидистой ели в "Сказке о царе Салтане". Художник видит в каждом дереве, цветке сказочный образ, выявляет в них особое поэтическое содержание.

Палешане отражают в своих работах мир русских былин, народных песен и легенд. Нередко обращаются художники к различным литературным произведениям: прозе Гоголя ("Чичиков у Манилова" В. М. Салабаиова, "Птица-тройка" А. А. Котухиной), к сказам Бажова ("Каменный цветок" Т. И. Зубковой) и др.

"Птица-тройка"

0Образ гоголевской птицы-тройки запечатлен в миниатюре народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии А. А. Котухиной (р. 1915). Уже в самом литературном источнике тройка стала символом русской удали, раздолья, неукротимого бурного движения.

Котухина придает образу приподнятость. Тройка кажется видением, внезапно возникшим в красновато-золотистых облаках.

Основной прием, который использует художница, - тонкий золотой штрих, гибкая линия. Упругий налитой контур обрисовывает силуэты мощных коней; золотом штрихов струятся их гривы. Мерцание завитков создает ореол вокруг скачущей тройки. Кайма орнамента, бегущая по краю шкатулки, вторит захватывающему движению коней.

Динамичность композиции, виртуозный рисунок, сочетающий узорчатость мельчайших штрихов и гибкость сочных линий, делают эту работу Котухиной близкой произведениям И. И. Голикова.

В 1930 году писатель Е. Ф. Вихрев, большой друг мастеров Палеха, писал: "... в числе третьего поколения палешан есть две девочки. За триста лет существования иконописного и художественного Палеха это первый случай обучения палешанок живописи". Одной из них была А. Л. Котухина, другой - Т. И. Зубкова, мастер лирических композиций.

"Снегурочка"

0Художница но оставляет в стороне и литературные сюжеты. "Снегурочка" А. Н. Островского - чистая и поэтичная сказка - увлекает ее по только драматической завязкой сюжета, но и богатством эмоциональных оттенков.

На сторонах и крышке вытянутой коробочки она располагает миниатюры, представляющие различные эпизоды сказки. На передней стенке шкатулки в изображении совмещаются две сцены, резко различные по настроению. В одной части девушки кружатся в хороводе на фоне богатых хором, украшенных башнями. С другой стороны виднеется ветхая избушка Бобыля, перед которой располагаются главные действующие лица. Беспечному девичьему танцу противопоставлена трагическая сцена объяснения Мизгиря и Купавы. Главных персонажей сказки можно отыскать безошибочно. Их выразительные позы и жесты точно раскрывают содержание эпизода.

В создании образов большую роль играет цвет. Безучастная ко всему Снегурочка отрешенно сидит за прялкой, ос холодность подчеркнута ледяной голубизной одежды. "Торговый гость" Мизгирь наряжен в богатый малиновый плащ, а легкую рубаху Леля как будто само солнце окрасило в теплые желтовато-розовые тона.

Краски у Зубковой удивительно щедрые и яркие, миниатюры переливаются множеством оттенков. Алые, голубые, оранжевые, палевые пятна одежд на фоне сочной зелени усилены контрастным звучанием черного фона.

Праздничный колорит помогает создать атмосферу народного торжества- встречи светлого Ярилы.



http://www.artly.ru/paleh/sjuzhety_skazok_i_bylin_v_iskusstve_paleha.html

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь