Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Народные промыслы / Семёновская и ковернинская хохлома

Семёновская и ковернинская хохлома

<<назад
Статьи

Народные промыслы и ремесла Прикамья
Бондарное дело сегодня
Береста
Художественные изделия из травянистых волокон
Булат. Узорчатая сталь. Дамасская сталь
Композиции из дерева. Кулоны
Плетение из соломы
Заоваленная резьба по дереву
Контурная резьба по дереву
Резьба по дереву
Плосковыемчатая и геометрическая резьба
Трехгранновыемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву
Прорезная, рельефная резьба. Скульптурная (объёмная) резьба
Звон клинка
Декоративные корзинки
Люди почти разучились плести корзины
Из истории лозоплетения
Полезные плетёнки
Народная игрушка: Тряпичные куклы
Глиняные игрушки
Лепим глиняную игрушку: Нянюшка с младенцем
Глиняная игрушка и её история
Художественные промыслы и их сущность
Исторические корни художественных промыслов Руси
Ритуальные куклы на Руси
Народные промыслы
Русская керамика
Как украшают керамику
Гончарные промыслы
Гжель
История хохломской росписи
Гжельская роспись
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Карпольская игрушка
История жостовского промысла
Кружевные колокольчики
Городецкая роспись
Владимирские узоры
Мезенская роспись
Пермогорская роспись
Плетение из лозы
Резьба по дереву
Баварское стекло
Богемский хрусталь
Венецианское стекло
Гусь хрустальный
Красносельский ювелирный промысел
Ростовская финифть
Лаковая миниатюра
Семикаракорский фаянс
Скопинская керамика
Латгальская керамика
Косовская керамика
Кисловодский фарфор
Ростовская чернолощеная керамика
Ярославская майолика
Жостовская роспись
Золотая хохлома
Что изображают хохломские художники?
Хохломские узоры и орнаменты
Технические приемы хохломской росписи
Зарождение золотой хохломы
Тайна хохломского золота
Производство хохломы
Легенда о возникновении хохломы
Семёновская и ковернинская хохлома
Зодчество - возрожденное искусство древней Руси
Жизнь в доме, где резной палисад
Палех
Зарождение палеха
Палехская миниатюра и фольклор
Сюжеты Великой Отечественной войны в искусстве Палеха
Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха
Ювелирная миниатюрная роспись
Стенная живопись
Русская деревянная игрушка
История деревянной игрушки
Коники, коньки-горбунки, каретки
Матрешки, татарушки, майданская игрушка
Шуйская игрушка
Подмосковная игрушка
Преимущества деревянных игрушек
Дерево в руках народного умельца
Цветы на подносе
Работа с глиной
Дымка - как лепить, как обжигать, как расписывать?
Грановитая палата Московского кремля
Искусство из металла, или железный быт
Декоративно-прикладное искусство
Художественные изделия из кости в России
Сергиево-посадский промысел игрушек
Всё народное искусство России
Коллекции

Русские эмали
Работы Николая Александровича Кутилина миниатюры храмов и церквей, дерево
Куклы из соломы
Матрешки
Венецианское стекло
Гусь хрустальный-коллекция колокольчиков
Латгальская керамика
Кисловодский фарфор
Ярославская майолика
Жостовские подносы
Литье
Грановитая палата Московского кремля
Знаменитые произведения народного творчества
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0В начале XX века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Да к тому же" поредели окрестные леса, не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий все меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?

Раньше красильни принадлежали либо мастеру, который работал вместе с членами своей семьи и нанятыми учениками и подмастерьями, либо скупщику. Трудились красильщики по 16 - 18 часов в день, с самого раннего утра до позднего вечера. Писали, в основном, мужчины, а мальчики учились красильному делу с десяти лет. В той же избе, где они работали, варили олифу, сушили расписанные предметы, готовили на огне "полуду".

В 1918 году в городе Семёнове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные токари и красильщики, приглашённые из сел Ковернинского района.

Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу.

Обучение новых мастеров росписи длилось три года. Вначале они долго и терпеливо повторяли образцы, нарочно сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками.

Ученикам надо было "поставить руку" - добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров, "круглого" фонового письма. Только после этого им доверяли придумывать орнаменты и расписывать ими предметы.

Большим подспорьем стал созданный Матвеевым в Семенове музей кустарных изделий. Здесь будущие красильщики знакомились с лучшими произведениями безымянных мастеров прошедших времен и современных известных художников. В музее они могли встретить и наиболее удавшиеся работы своих товарищей по классу.

В сёлах Ковернинского района по-прежнему существовали мастера-надомники; они получали заказы в артели, а расписывали посуду и мебель дома. Здесь долго не было специальной школы, профессионального обучения: ученики набирались умения под присмотром старших.

Вероятно, поэтому мы сегодня говорим о двух школах росписи - семёновской и ковернинской (семинской) хохломе.

Ковернинцы любят свободные кистевые мазки, живописные травные орнаменты.

Деревенские жители, они чаще пишут дары поля и леса, в их узорах много непосредственных наблюдений и живой силы.

Семёновцы - виртуозы изящной линии и сложных орнаментов. В их работах обычны затейливые Кудрины и часто встречаются новые для промысла мотивы: колосья, птицы, бабочки, рыбки.



Источник информации: Н. Бедник, "Хохлома"

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь