Финифть - живопись по эмали эмалевыми красками, пришедшая на Русь из Византии. Слово "финифть" происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень".
Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную стороны медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность - основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками. Причем, сначала наносятся тугоплавкие краски, затем - легкоплавкие, что учитывается при каждом последующем обжиге. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз.
Стекловидная масса различных цветов использовалась для украшения металлических предметов еще ремесленниками Киевской Руси, которые владели техниками выемчатой и перегородчатой эмалей. Живопись по эмали, сравнительно поздняя технология художественного эмалирования, появилась в России в конце XVII века. В Ростове эмали стали расписывать с середины XVIII столетия.
Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль" обладает одной из крупнейших в России коллекций ростовской финифти, насчитывающей около 2,5 тысячи миниатюр XVIII-XX веков. Начало собранию было положено в конце XIX века, но в основном коллекция наиболее активно пополнялась в конце 1920-х годов, когда шло массовое закрытие церквей и монастырей. В комплектовании коллекции приняли участие наследники крупнейших организаторов промысла, скупщиков начала XX века Фуртова, Завьялова, Кузнецова, Виноградова. 75 эмалевых миниатюр поступило из собрания одного из основателей музея А.А. Титова, который содержал мастерскую по производству финифти, а также способствовал популяризации промысла, представляя его на различных выставках. Собрание эмалей пополнялось и в 1970-1990 х годов за счет приобретений дореволюционной финифти у частных лиц и современных произведений у самих мастеров.
Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме. В 1760-х годах мастер Гавриил Елшин "писал шапки", т.е. выполнял небольшие иконки-дробницы для украшения митры - головного убора священника во время церковной службы. Несколько позже, в последней четверти XVIII в., создавались дробницы для украшения митр, происходящих из Успенского собора и других храмов Ростова. Палитру мастеров составляла яркая, звучная, просветленная гамма из нескольких оттенков зеленого, желтого цветов и пурпура. Барочная праздничность красок соответствовала традиционным народным представлениям о цветовых соотношениях и надолго закрепилась в ростовской финифти.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы.
Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения - это иконопись Нового времени, т.к. в XVIII в. она не столько развивала традиции древнерусской иконы, сколько ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись. Представления о ней мастера получали от созерцания современных им росписей храмов, копирования книжных гравюр или миниатюр столичных живописцев. В основном имена тогдашних мастеров неизвестны, за исключением А.И. Всесвятского, священника ростовской церкви Всех Святых, работавшего на рубеже XVIII-XIX вв. Его работы отличаются широким использованием возможностей белой эмали - она остается почти открытой в фоне, бликами лежит на ликах и одеждах святых.
|