Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Народные промыслы / История хохломской росписи

История хохломской росписи

<<назад
Статьи

Народные промыслы и ремесла Прикамья
Бондарное дело сегодня
Береста
Художественные изделия из травянистых волокон
Булат. Узорчатая сталь. Дамасская сталь
Композиции из дерева. Кулоны
Плетение из соломы
Заоваленная резьба по дереву
Контурная резьба по дереву
Резьба по дереву
Плосковыемчатая и геометрическая резьба
Трехгранновыемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву
Прорезная, рельефная резьба. Скульптурная (объёмная) резьба
Звон клинка
Декоративные корзинки
Люди почти разучились плести корзины
Из истории лозоплетения
Полезные плетёнки
Народная игрушка: Тряпичные куклы
Глиняные игрушки
Лепим глиняную игрушку: Нянюшка с младенцем
Глиняная игрушка и её история
Художественные промыслы и их сущность
Исторические корни художественных промыслов Руси
Ритуальные куклы на Руси
Народные промыслы
Русская керамика
Как украшают керамику
Гончарные промыслы
Гжель
История хохломской росписи
Гжельская роспись
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Карпольская игрушка
История жостовского промысла
Кружевные колокольчики
Городецкая роспись
Владимирские узоры
Мезенская роспись
Пермогорская роспись
Плетение из лозы
Резьба по дереву
Баварское стекло
Богемский хрусталь
Венецианское стекло
Гусь хрустальный
Красносельский ювелирный промысел
Ростовская финифть
Лаковая миниатюра
Семикаракорский фаянс
Скопинская керамика
Латгальская керамика
Косовская керамика
Кисловодский фарфор
Ростовская чернолощеная керамика
Ярославская майолика
Жостовская роспись
Золотая хохлома
Что изображают хохломские художники?
Хохломские узоры и орнаменты
Технические приемы хохломской росписи
Зарождение золотой хохломы
Тайна хохломского золота
Производство хохломы
Легенда о возникновении хохломы
Семёновская и ковернинская хохлома
Зодчество - возрожденное искусство древней Руси
Жизнь в доме, где резной палисад
Палех
Зарождение палеха
Палехская миниатюра и фольклор
Сюжеты Великой Отечественной войны в искусстве Палеха
Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха
Ювелирная миниатюрная роспись
Стенная живопись
Русская деревянная игрушка
История деревянной игрушки
Коники, коньки-горбунки, каретки
Матрешки, татарушки, майданская игрушка
Шуйская игрушка
Подмосковная игрушка
Преимущества деревянных игрушек
Дерево в руках народного умельца
Цветы на подносе
Работа с глиной
Дымка - как лепить, как обжигать, как расписывать?
Грановитая палата Московского кремля
Искусство из металла, или железный быт
Декоративно-прикладное искусство
Художественные изделия из кости в России
Сергиево-посадский промысел игрушек
Всё народное искусство России
Коллекции

Русские эмали
Работы Николая Александровича Кутилина миниатюры храмов и церквей, дерево
Куклы из соломы
Матрешки
Венецианское стекло
Гусь хрустальный-коллекция колокольчиков
Латгальская керамика
Кисловодский фарфор
Ярославская майолика
Жостовские подносы
Литье
Грановитая палата Московского кремля
Знаменитые произведения народного творчества
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3 

Введение


0Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - "верховая" (красным и чёрным на золотистом фоне) и "под фон" (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика "Хохломской художник" на родине промысла и производственное объединение "Хохломская роспись" в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.



Зарождение хохломской росписи


Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи. Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.
Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.

 1  2  3 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь