Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Антиквариат / Мебель / Мебель и ее коллекционирование

Мебель и ее коллекционирование

<<назад
Статьи

Европейская мебель. XIX век.
Италия (эпоха Возрождения). XV-XVI века
Европейская мебель конца XIX - начала XX века.
Стиль ампир в мебели
Туалетные столики "галантного века"
Готический стиль в мебели
Стили мебели - Ренессанс
Стили мебели - Барокко
Стили мебели - Рокoко
Стили мебели - Классицизм
Стили мебели - Эклектика и историзм
Стили мебели - Модерн
Маркетри в России и Европе
Мебель Давида Рентгена и мебель русского классицизма
О старинной мебели
Мебель и ее коллекционирование
Русская мебель XIX века: от ампира до модерна
Советы коллекционерам мебели
Коллекции

Кабинеты
Кресла и стулья
Спальни
Столы
Диваны
Буфеты
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Мир вещей несет в себе много ценной информации об эпохе их создания, о производственных и общественных отношениях, определяющих характер всего жизненного уклада людей, создающих эти вещи и пользующихся ими.

Мебель относится к движимому, мобильному имуществу человека - отсюда и само название ее во многих языках: слово "мебель" происходит от латинского mobilis (подвижный), по-французски оно звучит meuble, по-итальянски - mobile, по-испански - meubles. Но чаще всего мебель связана с внутренним помещением, является частью интерьера, своеобразие которого она подчеркивает.

Комод. Франция. Начало XVIII в...Развитие мебельных форм определяется потребностями и вкусами людей той или иной исторической эпохи. В свою очередь стилевые формы могут многое поведать об уровне культуры, идеологии и жизненном укладе общества данной эпохи, об уровне развитости художественных ремесел, связанных с производством мебели.
Мебельные формы всегда были органически связаны с архитектурой определенных исторических периодов, элементы которой находили отражение в мебели. В отдельные эпохи формы мебели находились под таким сильным влиянием архитектурных форм, что мебель называют "малой архитектурой". Основные закономерности формообразования мебели и архитектуры во многом идентичны, разница заключается только в масштабе.

Мебель служит для удовлетворения потребностей людей, и эти потребности, в свою очередь, приводят у изменениям ее формы. Форма мебели указывает на непосредственное ее назначение; материал и украшения - на то, для какого общественного слоя она изготовлена; по некоторым структурным особенностям можно делать выводы о времени и месте изготовления мебели.

Мебель дает нам представление о вкусах бывшего владельца, в мебели выражаются склонности людей, их мысли и требования, особенности различных эпох, морали, обычаев. И если мы под стилем понимаем определенные особенности формовыражения отдельных лиц, эпох или народов, то изделие мебели через свою принадлежность к одной из таких эпох воплощает определенный стиль.

Стиль создается совокупностью признаков, типичных для искусства определенного времени, стиль - это своеобразный способ выражения, который проявляется и повторяется во всем, что создают человеческие руки в определенный период.

Происхождение и развитие различных стилевых форм зависит от самых разных факторов: это не только идеологические и эстетические взгляды, но и материалы, и техника изготовления мебели, характерные для этой эпохи, уровень развития производства, бытовые запросы, сложившиеся формы. Каждый период вырабатывает свой собственный способ выражения, свой своеобразный стиль.

Трудность при изучении старинной мебели заключается в том, что с древних времен и средневековья почти не сохранилось оригинальной мебели. В более поздние времена, в результате бурных исторических событий и пожаров, вместе с домами погибло и много мебели.

То, что мы видим в музеях - лишь скромная частица богатого мебельного искусства прошлого. Коллекции состоят из мебели, которая сохранилась случайно, благодаря счастливым обстоятельствам.

Из предметов, созданных рукой человека, мебель является одним из самых недолговечных, так как материалом, используемым для ее изготовления еще с первобытных времен, обычно служит древесина, которая подвергается самым различным воздействиям (огонь, сырость). Мебель страдала не только от настоящего огня, но и от бурных взрывов страстей, при различных столкновениях людей: ее жгли, ломали, выбрасывали из окон, использовали для баррикад.

Мебель относится к предметам, активно используемым в быту, поэтому быстро изнашивается и приобретает невзрачный вид, а потому, ее приходится заменять новой. Мебель очень редко находят во время раскопок - если старая мебель становилась ненужной, ее ставили в чулан или сжигали.

Многие красивые вещи, когда-то украшавшие дворцы или монастыри, уже вышедшие из моды и изношенные, попадали в крестьянские дома; замечательные свадебные сундуки, в которых хранилось приданое невесты, прежде чем занять почетное место в музее, стояли в конюшне или служили для хранения овса. Мебель, которая принадлежала когда-то людям низших слоев общества и которой постоянно пользовались, едва ли могла пережить свое время и поэтому редко встречается в музеях.

История мебели шла рука об руку с историей человечества. В начале развития мебели внимание обращалось только на то, чтобы форма отвечала требуемой цели, то есть оформление отдельных предметов обстановки было крайне примитивным, заключаясь в одном только монтаже необработанных стояков и досок.
Лишь когда стабилизировалась первичная функция двух основных образцов мебели: несущих (столы и стулья) и вмещающих (лари, сундуки и т.д.), когда способ их выделки отличался уже логикой - лишь тогда вступил в действие присущий человеку дух искусства, прежде всего, обнаруживая себя в большей уравновешенности пропорций. История европейской мебели начинается в средние века, так как достижения мебельного искусства Греции и Рима были утеряны с падением Римской империи.

В этот период и в последующие века создаются новые виды мебели, изобретаются различные способы обработки материала и основные варианты декора.

История русской мебели условно может быть разделена на два крупных этапа: до Петра I, когда Россия находилась в относительной изоляции от Европы, и после Петра I, когда Россия активно устанавливает контакты с Европой и продолжает свое развитие в общеевропейском контексте.

Допетровскую мебель характеризует традиционность и однообразие, как форм, так и материалов. Мебель знатных и богатых людей принципиально ничем не отличалась от мебели людей простых.

Начиная же с первой половины XVIII века, то есть с воцарения Петра I, у России завязываются активные контакты с Европой, приходит и надолго задерживается в стране мода на иноземную мебель, часто приезжают мастера-мебельщики из Франции, Германии, Англии, они выполняют заказы и обучают ремеслу русских.
Русская мебель при Петре I наглядно отражает процесс появления в России моды на иностранную мебель (в придворных прогрессивных кругах), в то время как основная ее масса (используемая в быту широких слоев населения) еще выполняется по старым традициям.

Во время правления Екатерины II влияние западноевропейских мебельщиков на развитие стиля мебельного искусства в России становится всеобъемлющим - так мебель Давида Рентгена, мастера и фабриканта из Германии, дает начало мебели русского классицизма.

В одни эпохи влияние Европы на Россию более ощутимо, в другие - менее ощутимо, но, фактически, вся история русской мебели, начиная с XVIII века - история ее взаимодействия с мебелью европейских стран.


А.Петракова, "Русскiй Антикварiатъ"

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь