Но подобных свидетельств, на которые можно было бы опереться при расшифровке других эмблем печати Ивана IV, явно недостаточно. Трудно, например, найти объяснение рязанской эмблеме на печати Ивана IV - коню. Не является ли конь напоминанием об известном сказании о `вещем Олеге`? Образ рязанского князя Олега не оставлял равнодушными рязанцев в течение многих столетий. Также пока необъяснимы (не связываются с какими-либо литературными или изобразительными местными памятниками) эмблемы: тверская (медведь), астраханская (пес или волк в короне), ростовская (птица). Вятская эмблема (лук со стрелой) и нижегородская (олень или лось) как будто бы связаны с существовавшими здесь некогда культами. В принципе подобную взаимозависимость можно было бы принять, если бы сохранилась преемственность символики на протяжении ряда столетий, если бы материальные письменные или же фольклорные памятники зафиксировали бы эту преемственность. Но так как в данном случае о преемственности ничего сказать нельзя, то остается альтернативный вариант в отношении символики печати Ивана IV, о чем уже шла речь.
Печать XVI в. представляет 16 эмблем, впоследствии ставших городскими. Однако полного тождества между эмблемами XVI в. и эмблемами, соответствующими тем же территориальным единицам, тем же названиям, в XVII в. нет. На протяжении столетий эмблемы менялись, находили `нового хозяина`, а иногда просто исчезали.
Титулярник явился для создателей городских гербов основным источником, который использовали, начиная с составителей первого знаменного гербовника, все герботворцы. В Титулярнике появились и новые эмблемы, употребляемые впоследствии как городские. Это - владимирская, киевская. Как упоминалось выше, отдельные эмблемы изменились по сравнению с XVI в. полностью. С чем связана, например, замена рыбы медведем в ярославском гербе? В археологической литературе неоднократно сообщалось о существовании медвежьего культа на Верхней Волге. Можно допустить, что отголоском этого культа явилась знаменитая легенда об основании Ярославля. По этой легенде, князь Ярослав Владимирович, обозревая ростовские земли, отстал от дружины, в дремучем лесу ему навстречу вышла медведица, и князь убил ее топором. Эта легенда упоминается в Топографическом описании последней четверти XVIII в., присланном из Ярославля.
Легенда отражена в `Сказании о построении града Ярославля`, литературном памятнике, по поводу датировки которого нет единого мнения. Однако, исходя из анализа языка `Сказания`, ученые определенно высказываются за то, что его нельзя отодвинуть `дальше XVII столетия`, т.е. легенда появилась не раньше ХVIIв. Этот момент чрезвычайно важен для нашего разбора истоков территориальных эмблем, так как объясняет причину отсутствия на печати Ивана IV ярославской эмблемы в том виде, в каком она помещена в Титулярнике в XVII в.
Следующая группа `старых` городских гербов ведет свое начало с петровского времени. Прежде всего они появляются в знаменном гербовнике 1712г. Анализ эмблем, предназначенных для знамен полков, расквартированных в городах, показывает, что впоследствии, как мы уже упоминали, они были использованы в качестве гербов этих городов. Наряду с эмблемами, заимствованными из Титулярника, многие были созданы заново. Источником служила книга `Символы и емблемата`. По приказанию Петра I книга была составлена и напечатана за границей и привезена в Россию - царь хотел познакомить с популярными в Западной Европе эмблемами, символами и аллегориями русское общество. В ней на нескольких языках, в том числе и на русском, давалось толкование изображаемых эмблем. Из нескольких сотен помещенных в книге рисунков выбрали эмблемы, ставшие впоследствии городскими символами: троицкую, вологодскую, белгородскую (но орел вместо петуха), воронежскую, симбирскую, каргопольскую, тобольскую, шлиссельбургскую, нарвскую, санкт-петербургскую, луцкую, галицкую, ямбургскую, выборгскую, олонецкую. Чем обусловлен выбор именно этих эмблем из помещенных в книге более чем 800 номеров? Возможно, какую-то роль сыграли девизы (аллегорические надписи), сопровождавшие каждый рисунок книги. Выбирались такие девизы, общий тон которых соответствовал пропагандируемым Петром I идеям.
|