В Музее Москвы открылась выставка к 100-летию ВХУТЕМАСК 100-летию Высших художественно-технических мастерских Музей столицы России подготовил масштабную выставку, посвященную истории этого творческого института. ВХУТЕМАС считается школой авангарда, где проводились интереснейшие эксперименты. Репортаж Юлии Кундрюковой. ВХУТЕМАС появился После революции И стал платформой нового художественного образования. Студенты могли выбирать преподавателей И активно принимали участие в составлении учебной программы. В атмосфере свободы в одних мастерских развивался авангард, в иных – неоклассика. « ВХУТЕМАС становится тем питательным бульоном, в котором формируется новая культура И новое искусство. Потому что бок о бок работают просто абсолютно разные художественные объединения, группировки», – говорит куратор экспозиции Александра Селиванова. на факультете живописи один из учеников Роберта Фалька – Арон Ржезников – создал группу против своего же преподаватели. На вопрос Фалька – отчего только не перейти в мастерскую К другому преподавателю – он ответил, что С другими он не согласен вообще ни в чем. Такое право голоса было у всех студентов, Но строго После 2-го курса. До того, как разойтись по факультетам, Все Студенты два года изучали одни И такие же дисциплины: графика, пространство, объем И цвет. Это упражнение в изучении объема восстановили по фотографиям. « Студентам надо было сделать абстрактную композицию на тему веса, массы, динамики или, наоборот, статики», – пояснила Александра Селиванова. Факультет архитектуры начинался С неоклассиков – было создано первое академическое отделение. Это дипломные работы учеников Ивана Желтовского – классическая архитектурная композиция. Но позднее на факультете появились мастерские авангардистов. Этот макет – диплом Георгия Крутикова, учащегося Николая Ладовского. Проект « Летающий город» – про то, как будут выглядеть жилые кварталы на околоземной орбите. « Вертикальные башни – Это жилые ячейки. Внизу – общественный блок со всеми необходимыми для жизни функциями. Между отдельными башнями жители бы перемещались в закрытых стеклянных капсулах», – поведал куратор раздела экспозиции « Архфак» Илья Лапин. Если на архитектурном факультете шли от классики К авангарду, то на полиграфическом – наоборот. С первых лет тут велась негласная борьба конструктивисткой иллюстрации С неокласской, как в работах студента Георгия Ечеистова. Сначала – абсолютный конструктивизм, а ближе К концу – буквально другие шрифты И графика. После расформирования ВХУТЕМАСа целые десятилетия его наследие было на практике под запретом. « Выпускники ВХУТЕМАСа не произносили про то, что они вышли из ВХУТЕМАСа. Но при этом не очевидное наследие ВХУТЕМАСа, в реальности, отразилось существенно в образовательных программах наших ведущих художественных вузов», – уточнила гендиректор Музея столицы России Анна Трапкова. Все факультеты – живопись, скульптура, текстильный, типографский, архитектурный – стали отдельными вузами. Кураторы, подготовив эту Экспозицию, пришли К одному выводу – объединение было более продуктивным, чем разъединение. И экспозиция может стать не только наглядным рассказом про то, как был устроен ВХУТЕМАС, Но И примером фундаментального образования, которое породило мастеров, опередивших время. Источник: tvkultura.ru Опубликовано: 10.11.2020 Читать другие статьи | ||||||||
|
|