Одним из лучших частных собраний считают специалисты коллекцию икон Виктора Бондаренко, которая будет впервые представлена широкой публике Государственной Третьяковской галереей. 18 марта в столичной сокровищнице национального искусства открывается выставка "И по плодам узнается древо", где демонстрируются русские иконы XV-ХХ веков из собрания Бондаренко.
В экспозицию вошли 72 иконы, среди которых древнейшим образом признан "Спас оплечный", вероятно, написанный мастером новгородской школы не позже середины XV века. Примерно того же возраста - "Успение Богоматери" из Ростово-Суздальских земель, созданное, судя по стилистике, в одном из крупных центров иконописания. Ярким образцом т.н. "ростовских писем" являются икона "Святитель Николай" XV века и еще целый блок древних памятников из публикуемой коллекции.
Без сомнения, свидетельством расцвета искусства Новгорода во времена архиепископа Евфимия II (1429-1458) служит икона "Вход в Иерусалим" из праздничного ряда неизвестного иконостаса, созданного в Новгороде 1-й половины XV века. "Абсолютно уникальной" называют ученые новгородскую икону конца XV века "Чудо Георгия о змие": Георгий Победоносец скачет на вороном коне, а не на белом, как предписано каноном.
В ряду икон, датируемых XVI веком, выделяется "Огненное восхождение пророка Ильи" (30-е годы) - еще один превосходный образец живописи Новгорода. По мнению специалистов, икону отличает оригинальное изобразительное решение - в мастерской архиепископа Макария его "сочинил" живописец с богатейшей фантазией и редкой смелостью в интерпретации библейских текстов.
Выдающимися памятниками древнерусской эпохи называют ряд московских икон XVI века: это прежде всего "Богоматерь Владимирская" - копия прославленной константинопольской иконы XII века, хранящейся в собрании ГТГ, и "Феодосий Великий с житием" - древнейшее из известных житийных изображений почитаемого на Руси великого аскета.
К уникальным творениям иконописцев, работавших в царской мастерской, относят два небольших образа 3-й четверти XVI века - "Патриарх Гад" и "Патриарх Дан". Они принадлежат к одному из самых ранних праотеческих циклов, созданных в период сложения структуры высокого иконостаса.
В коллекции икон XVII века особым артистизмом исполнения отмечены памятники ярославской школы, например, грандиозное по размерам "Рождество Христово".
Высоко ценятся подписные работы известнейших мастеров Оружейной палаты рубежа XVII-XVIII столетий - Василия и Кирилла Уланова, равно как "Троица", созданная выдающимся изографом Гурием Никитиным. Есть в коллекции Бондаренко и прекрасные образцы позднего периода иконописания - от второй половины XVIII до начала ХХ века. Значимое явление этой эпохи - иконы Петра Гурьянова, прославившегося не только как иконописец, но и как реставратор и широко известного в научных кругах своей работой над "Троицей" Андрея Рублева.
Моложе всех в собрании - икона 1921 года "Ангел-хранитель с Иоанном Предтечей, мученицами Анастасией, Надеждой и избранными святыми".
X-TEAM.Ru (по сообщению РИА "Новости")
|