В Южной Корее начался художественный бум: местные бизнесмены скупают в Европе, в первую очередь в Великобритании, произведения современного искусства. И платят за них вдвое больше, чем европейцы.
У входа в один из супермаркетов города Шеонан близ Сеула стоит гигантская, метров 10 в высоту скульптура британского художника Демиана Херста "Гимн" - фигура человека со снятой кожей, так что видны все внутренности (раскрашенные для лучшего различения в яркие цвета). Подобные статуи - их называют французским словом "экорше" - с давних пор использовались в медицинских институтах, а также в художественных академиях для обучения студентов строению человеческого тела. Однако никогда прежде экорше не делались такого огромного размера.
Скульптуру Херста (основателя британской школы современного искусства) в 2001 году привез сюда хозяин супермаркета - бизнесмен, коллекционер и художник господин Ким. Он купил ее в Лондоне за 2 млн долларов. Это вторая версия "Гимна", первую - всего за 1 млн - приобрел один английский коллекционер. Ким заплатил вдвое больше только потому, что его версия "Гимна" успела побывать на выставке, "засветиться", отчего - это один из законов рынка современного искусства - цена поползла вверх.
Впрочем, Кима высокая цена не смущает. В своем супермаркете он основал музей - галерею Арарио, - в котором помимо Херста показывает сотни других произведений современного искусства: в день музей посещает 300 человек. Ким собирает современное искусство уже 25 лет, покупая работы в Нью-Йорке и Лондоне. Среди его любимых художников француз Арман, англичане Гилберт и Джордж, немец Зигмар Польке.
Однако на то, чтобы сделать свою частную коллекцию публичной таким вот образом, у Кима были свои причины. В интервью британской газете The Artnewspaper он разоткровенничался: "Как бизнесмен, я хочу, чтобы покупатели получали от искусства удовольствие и стремились реализовать свои давние мечты". А мечты реализуются уже в самом супермаркете. То есть, по замыслу Кима, искусство должно возбуждать у прохожих потребительский аппетит.
Коллекция Кима считается крупнейшей в Южной Корее после корпоративного собрания фирмы "Самсунг". Кроме того, в Корее есть еще множество коллекционеров, которые в последнее время стали одними из главных игроков на мировом арт-рынке. Ситуация эта очень напоминает художественный бум в Японии в конце 80-х - начале 90-х, когда японские фирмы скупали практически все выходящие на рынок произведения мастеров модернизма. Тогда цены на работы Ван Гога, Ренуара, Пикассо резко возросли, тогда же были поставлены все мировые рекорды - 60-70 млн долларов за картину. С японскими коллекционерами не мог сравниться ни один европеец или американец, даже в складчину. Однако последствия этого японского бума оказались куда менее впечатляющими: в последние пару лет обанкротившиеся фирмы начали распродавать своих Ван Гогов и Пикассо - но уже за полцены, а то и меньше.
Для рынка современного искусства нынешний корейский бум чрезвычайно выгоден. Он должен продемонстрировать, что современное искусство, даже работы самых последних лет, также может быть привлекательным для инвестирования.
Кроме того, у южнокорейцев, в отличие от японцев, более прагматичный подход к собирательству. Они не покупают Ван Гога, которым можно разве стену офиса украсить да деловых партнеров поразить. Они покупают монументальные, эффектные и будоражащие воображение работы, которые могут воздействовать на простых людей. Своего рода новая форма рекламы.
Возможно, этот новый подход к собирательству стоило бы применить и у нас. Представьте, что перед входом в ГУМ или ЦУМ стояла бы огромная, странная, резкая по смыслу скульптура (но не того скульптора, о котором вы все подумали), которая бы, может, и не всем нравилась, но уж точно интриговала и заманивала бы внутрь магазина. Не говоря уже о том, что это прекрасный способ ликвидации арт-неграмотности.
|