Одним из самых интересных и самобытных видов народного творчества Латвии является художественная керамика.
Наиболее богатые традиции гончарного искусства сложились в Латгалии - историко-культурном регионе на востоке страны, который называют краем озёр. Здесь изготовлением бытовой и декоративной керамики занимались во многих деревнях. Начало широко известной латгальской керамике положила культура шнурковой керамики 2-го тысячелетия до н. э. В течение тысячелетий искусство "огня, воды и глины" совершенствовалось и обогащалось. Новый толчок развитию керамики дали изобретение гончарного круга в X веке и широкое применение глазури в XV веке.
У латгальской керамики свой неповторимый облик, благодаря которому её легко можно узнать: волнообразный край сосудов, рельефные и фигурные украшения. Широкие волнообразные полоски, прикрепляемые к изделию одна под другой, создают удивительный наряд из "оборок" и "юбочек". Сейчас для украшения изделий используют технику гравировки. Тонкий растительный или геометрический орнамент наносят с помощью зубчатого колёсика, иголки или гвоздика.
Но главное, что отличает латгальскую керамику, это способность гончаров превращать любой глиняный предмет в ликующее, изумительное по красоте изделие. И всё это достигается очень ограниченным набором глазурей - зелёной, жёлтой, коричневой. Но, прежде, чем взору предстанет готовое изделие, глину обрабатывают на гончарном круге, придавая ей необходимую форму. Красную глину покрывают белой глиной, окуная в раствор. Когда глина подсыхает, наносится орнамент (процарапывается до красной глины). В зависимости от размера, изделия сохнут от нескольких дней до нескольких недель. Затем изделия обжигают в печи без глазури (бисквитный обжиг) при температуре 800 градусов. Второй обжиг, уже с глазурью, производят при температуре 1000 градусов.
Прекрасны изделия из так называемой дымленой керамики. Секрет производства состоит в том, что в печь закладываются дрова, достигается температура 870-900 градусов, перекрывается доступ кислорода и через 20-30 минут изделия, сделанные из красной глины, чернеют.
До 30-х годов XX столетия в Латгалии изготавливали в основном хозяйственную посуду и игрушки. Начиная с 30-х годов керамисты обратились к изготовлению декоративных изделий - появляются вазы, подсвечники, декоративные горшки для цветов, настенные тарелки. Самостоятельным видом латгальской керамики является мелкая пластика - фигурки животных, особенно чертей ("рогатой глиной" метко называют эти изделия в народе). Они вылеплены в своеобразной грубоватой манере. Изготавливают латгальские мастера и колокольчики. Их украшает скромный орнамент, но они имеют на удивление звонкий "голос".
Центром Латгалии является город Резекне, который славится прекрасными мастерами-керамистами, изделия которых известны во всём мире. Это Вольдемар Вогулс, Виктор Панков, Анатолий Витушкин, Айвар Кисе, Виталий Кривошей, Язеф Дыбанин, Регина Кудле и Эрик Кудлис, Янина Грибусте и другие.
Мне посчастливилось не один раз побывать в мастерских многих из этих художников и видеть превращение куска глины в прекрасное изделие. Мастера с удовольствием рассказывают о своей работе и щедро дарят свои удивительные изделия, которыми я не перестаю восхищаться. В моей коллекции колокольчиков есть немало эксклюзивных работ латгальских мастеров, которые радуют слух своим мелодичным звучанием.
Ирина Колтакова
Источники: "REZEKNE" Riga "Avots" 1985, vsjako-razno.ru
|