Художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, хранящим неповторимую особенность русского народа. По всей России и далеко за ее пределами известны знаменитая иконопись и искусство лаковой миниатюры Палеха, Холуя и Мстеры.
Старинное русское село Палех расположено в центре России, в 350 км. к северо-востоку от Москвы и в 60-ти километрах от Иванова. История села была бы схожа со многими другими, если бы не возник здесь несколько столетий назад иконописный промысел. По старинным преданиям начало иконописи Палеха относится к временам татаро-монгольского нашествия. Будто бы, когда татары разграбили и сожгли Владимир и Суздаль оттуда вместе с другими мастеровым людом бежали в дремучие леса суздальские и владимирские монахи-иконописцы. Они спалили лес и построили себе дома. Селение стали называть Палехом. С тех пор стали в Палехе писать иконы.
Опираясь на традиции новгородской и строгановской иконописи, палешане создали свой неповторимый стиль. В начале Х1Х века иконописный промысел Палеха достиг расцвета. Палехские иконы продавались в Санкт-Петербурге, Москве, по всей России, а также за границей. Артели палехских иконописцев выполняли самые ответственные заказы: им были поручены роспись стен Грановитой палаты, осуществление реставрации фресок соборов Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троице-Сергиевой Лавры, храмов и церквей древнего Пскова и многих других городов.
Село Холуй - одно из древнейших поселений, расположенное в 360 км от Москвы. Красота этих мест великолепна в любое время года. Природа здесь радует глаз не только художника, но и всех, кто увидит это прекрасное место. Первые документальные сведения о Холуе относятся к XVI веку. Это грамота Великого Князя Московского Ивана Васильевича от 1546 г. В документах, датированных 1613 г., Слобода Холуй уже упоминалась как знаменитый центр иконописи и лаковой миниатюры и была пожалована князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С. - Петербугскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии.
До революции Палех, Мстера и Холуй являлись последними центрами, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи). В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, палехские, мстерские и холуйские художники создали принципиально новое искусство: иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии. Мастера этих промыслов, сохранив самобытную и традиционную технику живописи, заимствовали у федоскинцев процесс изготовления изделий из папье-маше. Технология производства лаковой миниатюры длительна и многотрудна. Папье-маше изготовляется из картона. Нарезанные из него полосы намазываются клейстером из пшеничной муки и навертываются одна на другую на деревянную форму (болванку). Когда склейка достигает нужной толщины, ее вместе с болванкой зажимают в специально сконструированный механический пресс, и склейки под давлением превращаются в трубки разной формы, зависящей от форм болванок. Спрессованные склейки просушиваются в течение пятнадцати дней при средней комнатной температуре.
|