Еще на территории древней Персии археологи находили остатки тканей, которые можно считать прародителями современных кружев. В их основе лежит ячеистая филейная сетка с золотой и серебряной вышивкой. Далее искусство изысканного плетения нитей развивалось одновременно в разных странах мира по разные стороны океана - и на юге, и на западе, и на севере. Однако родиной кружева в привычном для нас виде считается все же Италия. Еще в XVI веке здешние мастера придумали ткань, которую называли punto in aria (стежок в воздухе). Родиной кружевного искусства, распространившего по всему свету, является итальянский городок Бурано, расположенный на одноименном островке Венецианской лагуны. Там и сейчас размещаются Школа кружевоплетения и Музей кружев, где обучают старинному искусству и с особой тщательностью хранят шедевры прошлого.
Брюссельское кружево
Коллекция Н.Степановой
Венецианское кружево
По легенде, простой итальянский моряк, вернувшись из далекого плавания, подарил своей возлюбленной привезенную издалека морскую водоросль, которую мореходы из-за изысканного и тонкого переплетения называли "кружевом русалочки". Когда любимый снова отправился в долгое плавание, девушка в память о своем милом начала плести кружево, взяв за образец его подарок. Именно для венецианского кружева, которое состоит из крошечных стежков, сделанных простой иглой с нитью, без тканевой основы, делали эскизы великие итальянские художники. А ремесленники для их воплощения создавали специальные стежки и петли - например, стежок узелком, кружево на сетке (тюль), муранский и игольный стежок, венецианскую петлю и другие техники вязания кружев. Для самых изысканных кружев использовали семь различных видов плетения.
Венецианское кружево
Коллекция Н.Степановой
Самое любопытное, что, по мнению некоторых историков костюма, благодарить за эту красоту мы должны священнослужителей католической церкви. Ведь носили первые вещи из кружева как раз священнослужители, для которых особое значение имело украшение торжественных церемониальных одежд. Но довольно быстро красивые ткани стали привлекать внимание знати, которая за небольшие вещички отдавала немыслимые деньги. Пара манжет стоила дороже, чем золотой браслет. Из-за политического и экономического кризиса в Венеции, искусство и тайны создания венецианского кружева были преданы забвению почти на два столетия, и возродились только в конце XVIII века.
Коллекция С.Нарожной
Венецианская мода на кружева была быстро подхвачена королевскими дворами в Европе, особенно в Бельгии и Франции. Шитые иглой кружева стали изготовляться в Брюсселе и были одними из самых знаменитых и дорогих. Состояли они из отдельных фрагментов. Это кружево до сих пор производится в Аалсте, Бельгия. Это кружево называют "брюссельским", так как продается оно в основном в Брюсселе. Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге (т.н. "брюггское кружево"). Производство брюггского кружева обходится слишком дорого, поэтому сейчас его вяжут только на заказ.
Коллекция О.Поповой
Плетеное кружево появилось на рубеже XVI века, а предшествовало ему изобретение булавок - одного из основных его инструментов. Технология изготовления была довольно сложной, так как иногда использовалось несколько сотен коклюшек, которые перекладывались в определенном порядке, по узору. В конце XVI - начале XVII века, начинает развиваться производство кружев во Фландрии (ныне Бельгии). Вначале было распространено кружево с геометрическим узором, а в XVII веке появляются плетеные гипюры с более мелким орнаментом и совершенно лишенные рельефа. Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из брабантского льна. Пряхами были главным образом девушки и маленькие девочки, так как для этой работы требовались нежные руки и необычайно тонкое осязание. В первой половине XVIII века повсеместно совершается переход к тюлевому кружеву, в котором орнамент соединяется уже не связками или неправильной сеткой, а тюлем, т.е. прозрачной тонкой сеткой с мелкими ячейками одинаковой формы, выполнявшейся также ручным способом. В конце XVII- начале XVIII века во Фландрии главным центром производства кружев был Брюссель, но изготовлявшиеся там плетеные кружева с изящным орнаментом на тюлевом фоне были известны в странах Европы под названием англеттер, т.е. английских. Брюссельское кружево англеттер отличается большим разнообразием орнаментов и технических приемов. Аналогичные кружева, сплетенные и в других частях Брабанта, получили название брабантских. Брабантское кружево гораздо грубее, узор его менее плотного плетения не такой изящный и виртуозный. В 1830-х годах был изобретен машинный тюль, что еще более облегчило и удешевило выделку подобных кружев, но и снизило их художественное качество.
|