Куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать.
Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий. Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.
Традиционно такие куклы делятся на три группы:
игровые,
обрядовые
и обереги.
Так к обрядовым относится Масленица, Параскева-Пятница, Рябинка; к оберегам - Акань, Любава; среди игровых самая популярная - Закрутка. Эту куклу можно было увидеть и в поморских краях, и на самом юге России. Большой материал о куклах Тульской и соседних губерний собран этнографическими экспедициями Объединения "Тульский областной историко-архитектурный и литературный музей", Дома народного творчества и Тульского областного колледжа, культуры и искусства. Существенно она пополнилась в связи с постоянными путешествиями как в крупные города нашей необъятной Родины, так в отдаленные ее уголки.
С одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в народном обряде. А третья используется как средство общения, символ, понятный всякому.
В народе есть поверье - если беременная женщина часто и много смотрит на красивое, приятное, то и ребенок будет пригожим и красивым. Поэтому и куклу женщина делала аккуратно, бережно, одевала в яркие, красивые одежды. Готовую куклу укладывала в колыбель, где она дожидалась рождения ребенка, оберегая это место от недобрых взглядов и злых духов. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх.
Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.
Фото справа - куклы Архангельские крестьяне.
Девочки-подростки делали таких кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получается красивым, а наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу к мастерице. Многие девушки к свадьбе шили свой наряд сами, а это уже серьезная и кропотливая работа. И, наоборот, если девочка не проявляет старания в изготовлении куклы и в другой работе, говорили: Да она до сих пор в куклы играет и считали неумехой. Рановато им было вставать в девичий свадебный хоровод, и серьезную работу не поручали.
Красивая кукла, с любовью сделанная своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.
Умиротворение и радость приходят, когда играешь с такой куклой, сделанной из мягких хлопчатобумажных и льняных тряпочек.
Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далеких предков, делают прошлое интереснее и понятнее и для взрослых и для детей.
Помимо ткани в изготовлении традиционных кукол используются и природные материалы: дерево, лыко (мочало), камыш, трава и т.д.
Кукла Масляница, Коляда и Крестец, Купава, Кукушка, Каргопольская, Покосница, Мокридина, Паньи поморские, Рябинка, Параскева Пятница, Младенчики, Старички-Лесовички, Стригушки, Куватки (кувадки), Любава; Скрутки, Свертки, Акань, Ангелочки, Любава, Шаманы, и многие-многие другие - не похожи на современные игрушки и будут настоящим открытием для Вас!
|