В лесном северном краю всегда на высоком уровне развития находилось искусство резьбы по дереву. Из дерева вырезалась посуда, из дерева выполнялись все элементы жилища. У финно-угорского и славянского населения в древности существовала и культовая деревянная скульптура (идолы). С принятием христианства искусство деревянной скульптуры не заглохло, хотя и претерпело значительные изменения. В интерьерах северных церквей, особенно в дальних погостах и деревнях, появились резные изображения популярных святых.
К числу наиболее ранних произведений деревянной скульптуры в собрании Вологодского музея относятся изображения Георгия на коне и фрагмент фигуры Параскевы Пятницы (XVI в). Обычно такие резные фигуры помещались в раскрашенные киоты и выделялись на их фоне высоким рельефом. Оба произведения расписаны темперными красками, причем раскраска имеет иконописный характер: в личном письме, как обычно, имеется санкирь, вохрение и движки, на одеждах написаны складки и орнаментальная отделка. По-видимому, роспись подобных скульптур выполнялась иконописцами.
В северной деревянной скульптуре почти нет сюжетов, которые не были бы заимствованы из иконописи. Создается впечатление, что резчики добивались своеобразной материализации изображения, как бы уменьшая дистанцию между людьми и `святыми заступниками`. Временем расцвета для северной деревянной скульптуры стала эпоха барокко. В это время деревянная пластика проникает в состав иконостаса. Вначале между чиновыми иконами и по верху иконостаса появляются резные изображения херувимов и серафимов, а вскоре иконостас увенчивается резным `Распятием` с предстоящими. Образы скульптур постепенно становятся более динамичными и живыми.
Деревянная скульптура первых десятилетий XVII века была по преимуществу низкорельефной и нередко включалась в орнаментальный строй плетения резных `трав` - растительного узора. К произведениям такого рода относятся врата с резной композицией `Древо Иессеево` из Вознесенской церкви Великого Устюга. Плоскорельефные фигуры и сцены были широко распространены в северных сельских и городских храмах до конца XVII века, а в резьбе царских врат они встречаются и в более позднее время. Персонажи таких произведений отличаются статичностью позы и декоративностью силуэта.
К концу XVII века деревянная скульптура получила на Севере широкое распространение. Этому способствовал расцвет эстетических идей барокко на русской почве, требовавших активного освоения в искусстве реальных форм окружающего мира и наполнявших творчество народных мастеров узорочным многообразием и красочностью `вертограда многоцветного` - земного бытия. Другой же причиной, немало содействовавшей развитию культа резных изображений на Севере, было определенное сохранение у местного населения древней традиции поклонения `болванам издолбленным` - языческим идолам. В дальних сельских храмах деревянные скульптуры помещались на видном месте, и церковные обряды завершались поклонением статуям с приношением даров - денег, холста, яиц. Православное духовенство со времен Стоглавого собора (1551 г.) неодобрительно смотрело на вторжение скульптуры в церковный интерьер, не без оснований усматривая в ней отголосок языческих культов. В XVIII-XIX веках резные изображения изгонялись и уничтожались почти с таким же размахом, как некогда Стефан Пермский (XIV в.) искоренял языческих идолов. Острие гнева церковных сановников было направлено прежде всего против мастеров неименитых, жителей близлежащих сел и деревень, чьи произведения часто не блистали ни тонкостью и тщательностью отделки деталей, ни изяществом пропорций, но дышали искренностью чувства и привлекали оригинальностью образного решения. В указе Синода от 22 мая 1722 года, запрещавшем иметь в храмах такие резные изображения, им давалась весьма нелестная характеристика: `...Дерзают истесывати их неотесанные невежды и вместо сообразных святых и благообразными лицами образов безобразные, на которые смотрети гадко, болваны и шуды поставляют...` Творчество северорусских мастеров резьбы по дереву развивалось в едином потоке русской художественной жизни и несло на себе явственную печать стилистических поисков и достижений своего времени.
|