Икона Христа занимает центральное место любого иконостаса , но оказывается , что вариантов ее написания не так много . С чем связана эта сдержанность , как появилось первое изображение Христа и о чем спорили иконоборцы, рассказала искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА , заведующая кафедрой христианской культуры в Библейско - богословском институте святого апостола Андрея , автор книг о богословии русской иконы .
Ангел `Благое молчание`, Спас `Благое молчание`. `Еще более непонятный образ, -- считает Ирина Языкова, -- Христос, изображенный в виде ангела. Ангела Софии. Можно толковать это как один из доипостасных образов Христа. То есть до Его воплощения. Однако образ настолько сложен, что даже главы Собора говорили, что такие иконы не стоит писать. Икона должна сама объяснять веру, а здесь приходится объяснять икону. Поэтому подобные иконы Вселенские соборы не поощряли. Тем не менее в XVI веке они получают распространение и популярность`
Как изобразить Бога? И можно ли? Этими вопросами задавались богословы до VIII века. Разногласия были так существенны , что приводили к ожесточенным спорам между иконоборцами и иконопочитателями. Отвергая иконы Христа, иконоборцы ссылались на ветхозаветную заповедь , запрещавшую изображать Бога. А иконопочитатели, наоборот, утверждали право изображать Христа как Второе Лицо С вятой Троицы , как Бога , пришедшего во плоти, ведь сказано в Евангелии , что ` Слово стало плотью и обитало с нами , полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца` ( Ин . 1: 14). Споры завершились победой защитников иконопочитания в 787 году на Седьмом Вселенском соборе . Но и они подчеркивали, что икона изображает всего лишь человеческую природу Христа , тогда как Его Божественная природа по - прежнему остается неизобразимой .
- Первые иконы Христа, появляются незадолго до иконоборческих споров, - рассказывает искусствовед Ирина Языкова . - Одна из таких икон , сохранившаяся в синайском монастыре Святой Екатерины , - образ Христа Пантократора, написанный в позднеантичной живописной технике энкаустики. Несмотря на непривычный (с точки зрения классической иконографии) реализм живописи , этот иконографический тип выглядит вполне сложившимся, и найденные здесь физиогномические черты будут затем устойчивы на протяжении многих веков, вплоть до XX века. К ранним изображениям Иисуса Христа можно также отнести образ Спасителя в композиции ` Преображение ` из этого же монастыря ( VI в .), образ Христа Грядущего на облаках из церкви Святых Космы и Дамиана в Риме (VI - VII вв.), поясное изображение Пантократора из церкви Санта Мария в Кастельсеприо ( VII - VIII вв .). Все они достаточно близки между собой и свидетельствуют , что в V - VI веке образ Иисуса Христа в церковном искусстве уже сформировался .
Внешность Христа
Но как изображали Христа до V века, в апостольские времена , ведь, вероятно, апостолы помнили, как именно Он выглядел ?
- Во времена первых христиан, которые были временами гонений на Церковь, преобладали символические изображения , не претендующие на реализм и достоверность, - говорит Ирина Языкова, - чтобы их сакральный смысл, понятный посвященным , оставался недоступным для людей внешних , находящихся вне пределов христианской общины .
Символом Христа нередко становилось изображение рыбы. Слово ΙΧΘΥΣ (по - гречески ` рыба`) можно прочитать как аббревиатуру: Ἰησοὺς Χριστὸς Θε o ὺ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель). Символом Христа являлось также изображение пеликана, поскольку считалось , что в крови этой птицы есть противоядие от змеиных укусов и в случае нападения змеи она, разрывая себе грудь, кормит детей своей плотью , чтобы их спасти, что является аналогией Евхаристической Жертвы Христа. Позже появляются изображения Христа в виде юноши с агнцем на плечах, мозаика с подобным сюжетом ` Христос - Добрый Пастырь`, например, украшает мавзолей Галы Плацидии в Риме ( V в .).
|