В конце прошлого года на форуме сайта `Отечественные спичечные этикетки` (http://www.matchlabels.ru) как-то речь пошла о сувенирной серии `Бородино 1812` (1976). Там завязался интересный диалог:
Герц: `: вот вам задачка: в наборе имеется довольно грубая фактическая ошибка. Кто ее отыщет?`
alexa: `Вероятно, Кутузов без глазной повязки ...`*
Герц: `Алекса, мимо! (хотя, может быть, это вторая???)`
alexa: `Думаю, пришло время узнать у Герца, что за грубая ошибка в серии Бородино`
Герц: `Барклай-де-Толли - Михаил Богданович, а на этикетке он "М.В."
Кто-то может сказать: `Ну и что? Ну, без повязки, и букву случайно перепутали - что с того?`. В этом как раз и суть, что мы, коллекционеры, не только коллекционируем, но и изучаем филуменистический материал. Для кого-то этикетка - это только кусочек бумаги, на которой что-то там нарисовано, но для истинного коллекционера - это кладезь информации. И иногда эта информация может быть очень интересной, если она связана с какими-либо ошибками при типографском наборе или по невнимательности художника. Такие случаи в практике очень редки, но тем и интереснее, когда обнаруживаешь такие `ляпы`.
Сходные `упущения` бывают не только в филумении. Они встречаются и в бонистике (вспомните 500-рублевую российскую купюру, где под памятником Петру I указан город Архангельск, хотя в действительности этот памятник находится в Таганроге), нумизматике, филателии. Есть коллекционеры `ляпов` в художественных фильмах. Например, в фильме Э. Рязанова `Ирония судьбы или с легким паром` было отмечено свыше 30 различных ошибок.
После случая с `Бородино` я сразу вспомнил о статье П. Янколовича `Зеркальная `Аврора`, опубликованной в `Невском филуменисте` номер 9, 2005. Там описывается одна полиграфическая ошибка, которую допустили при печати сувенирного набора `Ленинград` (1982). Автор пишет:
`... в этом наборе одна странность, на которую никто из филуменистов, а главное ленинградцев, похоже, до сих пор не обращал внимания: при печатании оборотки к гроссу полиграфисты допустили ошибку, напечатав изображение в `зеркальном` варианте. Самое забавное, что на форматной этикетке набора помещен тот же самый снимок, но изображение здесь уже не `зеркальное`, а истинное`.
Действительно, удивительный казус. Ведь прежде, чем отдать серию в печать необходимо пройти множество инстанций и согласований, одобрить и утвердить каждый рисунок на этикетке. И этим были заняты множество ответственных должностных лиц, но как мы видим, неусыпное, бдительное око чиновников все же давало промашку.
Много ли еще таких `ошибочных` этикеток существует на сегодняшний день в мире филумении? Бесспорно, не один десяток. Некоторые ошибки художников явно бросаются в глаза, другие обнаруживаются при более детальном изучении. Возможно, уважаемые читатели и сами обращали внимание на такие ошибки.
Вот несколько примеров, где были допущены разной степени ошибки.
На этикетке из серии `День шахтера` (1970) объемность звезды создают свет и тень. Но приглядитесь, правильно ли художник воссоздал эту объемность? Конечно же, нет. Непонятно, где расположен источник света - грани звезды освещаются и слева, и справа, в общем, со всех сторон. То же можно сказать и о тенях. Более правильной такая звезда должна выглядеть, как показано на рисунке справа.
На этикетке из серии `Москва` (1958) (рис. слева) ошибка при изображении моста явно бросается в глаза. Скорее всего, художник рисовал этот мост не с натуры. Посмотрите на затененную часть арки моста. Она должна быть не справа, а слева. Иначе теряется перспектива изображения, т.к. неясно какая часть моста ближе к зрителю, а какая уходит вдаль. На рисунке справа я изобразил несуществующую, но более правильную этикетку с этим же мостом. Кстати, как изображается `правильный` мост вы можете посмотреть на этикетках серии `Мосты Москвы` (1961).
На этикетке из серии `Спорт` (1961) изображен спортсмен по прыжкам с трамплина. Интуиция вам подсказывает, что что-то здесь не так. Если бы прыжок действительно совершался в такой манере, то прыгуну были бы гарантированы переломы конечностей и длительный отдых в оздоровительном учреждении. Спортсменом нарушены все принципы теории аэродинамики: высокая стойка, наклон корпуса и неестественно вытянутые вперед руки.
Обратите внимание на полет ракеты (рис. внизу слева). К.Э. Циолковский , глядя с постамента, видимо, тоже не может понять всю несуразность ее траектории. Судя по следу отработанного топлива, ракета совершила немыслимую петлю, сначала взлетев ввысь, затем по дуге вниз, и снова вверх. Хотя возможно это след от двух ракет. В этом случае полет одной ракеты можно назвать успешным, а вот вторая ракета, если верить рисунку, резко падает вниз.
Ошибки встречаются не только графические, но и текстовые. На этикетке из серии `40 лет Таджикской ССР` (1964) изображен Гидромелиоративный техникум, г. Душанбе. Ошибка почти незаметна, но те, кто разбирается в орфографии, сразу заметит, что вместо буквы `е` в слове `мелиоративный` стоит буква `и`.
Уверен, приведенными примерами филуменистических казусов тема не ограничивается. Уважаемый читатель и сам сможет найти в своей коллекции не менее интересные образцы `творчества` художников и полиграфистов.
Настоящей статьей я вовсе не хочу бросить тень на благородный труд работников спичечной промышленности. Наоборот, ведь именно они дают нам возможность иметь и приумножать наши коллекции. Я просто хочу призвать всех коллекционеров, особенно начинающих, внимательно изучать свои этикетки. Необходимо не только содержать коллекцию, но и узнавать как можно больше об объектах, изображенных на этикетках, используя более подробную информацию из различных источников.
* М.И. Кутузов действительно потерял глаз еще задолго до Бородино. Это случилось 24 июля 1774 года, когда он воевал (с 1772 г.) в Крымской армии. При ликвидации турецкого десанта под Алуштой Кутузов, командуя гренадерским батальоном, был тяжело ранен - пуля через левый висок вышла у правого глаза. (Информация из `Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия`).
А. Ченцов, "Сфинкс" номер 4
http://phillumania.narod.ru/sf-3.htm |