Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
ставки на спорт
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Филумения / Филуменистические исследования. Ошибка? Ошибка! (Исследование темы графических и текстовых ошибок на спичечных этикетках)

Филуменистические исследования. Ошибка? Ошибка! (Исследование темы графических и текстовых ошибок на спичечных этикетках)

Статьи

Терминология филумении
Такие разные спички!
Как хранить этикетки?
Альбом для этикеток
Филлумения как она есть
ФиЛЛумения или фиЛумения?
Филумения в России
Филуменистические исследования. "Ошибка? Ошибка!" (Исследование темы графических и текстовых ошибок на спичечных этикетках)
Первопечатник Иван Федоров на спичечных этикетках
Кратко о предмете о филлумении
Из истории спичек
Производство спичек в России
Советские спичечные фабрики
Спичечные этикетки
Начало коллекционирования
В художественной литературе
О чем говорят этикетки
Этикетка как учебное пособие
Тематическое коллекционирование
Хронологическая систематизация
Пример хронологической систематизации: Фабрика Метеор
Оформление коллекции
Спички бывают разные - Коробки-сувениры
Жилетные спички или спичечные книжки
Несколько слов о терминах
Коллекции

Логотипы спичечных фабрик
Набор спичечных этикеток "Гжель"
Набор спичечных этикеток "Театры"
Набор спичечных этикеток "Заповедники СССР"
Набор спичечных этикеток "Спорт народов СССР"
Древние русские города. Набор спичечных этикеток
Набор спичечных этикеток "Памятники Пушкину"
Набор спичечных этикеток- "Бережно относитесь к нефтепродуктам"
Набор спичечных этикеток "Новое в лесной деревообрабатывающей промышленности"
Набор спичечных этикеток "Птицы"
Набор спичечных этикеток "Грибы съедобные"
Набор спичечных этикеток "8 Марта"
Набор спичечных этикеток "Общество Красного креста РСФСР"
Набор спичечных этикеток "1 Мая"
Родословная спички
Республики СССР
Набор спичечных этикеток "Промышленность СССР"
Набор спичечных этикеток "Выполняйте требования дорожных знаков!"
Набор спичечных этикеток "Сотрудничество в космосе"
Набор спичечных этикеток "Ленинград"
Набор спичечных этикеток "Водитель, будь внимателен на дороге"
Набор спичечных этикеток "Туризм в СССР"
VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов
Набор спичечных этикеток "Цирк СССР"
Набор спичечных этикеток "Лодки и катера"
Набор спичечных этикеток "8 марта" - 1
Набор спичечных этикеток "Вертолёты СССР"
Набор спичечных этикеток "Березинский заповедник"
Набор спичечных этикеток "Цветы"
Набор спичечных этикеток "Белорусские тяжеловозы"
Басни И.А.Крылова
Сувенирные изделия Минлесбумпрома СССР
Озеро Байкал
Сочи
Русская свадьба
Декоративное стекло
Новогодний карнавал
Такие разные кошки
Хохломская роспись
Дар Прометея
Лекарственные растения
Города-Герои
Экспортные этикетки СССР
Кинофильмы СССР
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

0В конце прошлого года на форуме сайта `Отечественные спичечные этикетки` (http://www.matchlabels.ru) как-то речь пошла о сувенирной серии `Бородино 1812` (1976). Там завязался интересный диалог:
Герц: `: вот вам задачка: в наборе имеется довольно грубая фактическая ошибка. Кто ее отыщет?`
alexa: `Вероятно, Кутузов без глазной повязки ...`*
Герц: `Алекса, мимо! (хотя, может быть, это вторая???)`
alexa: `Думаю, пришло время узнать у Герца, что за грубая ошибка в серии Бородино`
Герц: `Барклай-де-Толли - Михаил Богданович, а на этикетке он "М.В."

0 Кто-то может сказать: `Ну и что? Ну, без повязки, и букву случайно перепутали - что с того?`. В этом как раз и суть, что мы, коллекционеры, не только коллекционируем, но и изучаем филуменистический материал. Для кого-то этикетка - это только кусочек бумаги, на которой что-то там нарисовано, но для истинного коллекционера - это кладезь информации. И иногда эта информация может быть очень интересной, если она связана с какими-либо ошибками при типографском наборе или по невнимательности художника. Такие случаи в практике очень редки, но тем и интереснее, когда обнаруживаешь такие `ляпы`.

Сходные `упущения` бывают не только в филумении. Они встречаются и в бонистике (вспомните 500-рублевую российскую купюру, где под памятником Петру I указан город Архангельск, хотя в действительности этот памятник находится в Таганроге), нумизматике, филателии. Есть коллекционеры `ляпов` в художественных фильмах. Например, в фильме Э. Рязанова `Ирония судьбы или с легким паром` было отмечено свыше 30 различных ошибок.

После случая с `Бородино` я сразу вспомнил о статье П. Янколовича `Зеркальная `Аврора`, опубликованной в `Невском филуменисте` номер 9, 2005. Там описывается одна полиграфическая ошибка, которую допустили при печати сувенирного набора `Ленинград` (1982). Автор пишет:
`... в этом наборе одна странность, на которую никто из филуменистов, а главное ленинградцев, похоже, до сих пор не обращал внимания: при печатании оборотки к гроссу полиграфисты допустили ошибку, напечатав изображение в `зеркальном` варианте. Самое забавное, что на форматной этикетке набора помещен тот же самый снимок, но изображение здесь уже не `зеркальное`, а истинное`.

Действительно, удивительный казус. Ведь прежде, чем отдать серию в печать необходимо пройти множество инстанций и согласований, одобрить и утвердить каждый рисунок на этикетке. И этим были заняты множество ответственных должностных лиц, но как мы видим, неусыпное, бдительное око чиновников все же давало промашку.

Много ли еще таких `ошибочных` этикеток существует на сегодняшний день в мире филумении? Бесспорно, не один десяток. Некоторые ошибки художников явно бросаются в глаза, другие обнаруживаются при более детальном изучении. Возможно, уважаемые читатели и сами обращали внимание на такие ошибки.
Вот несколько примеров, где были допущены разной степени ошибки. 0

0 На этикетке из серии `День шахтера` (1970) объемность звезды создают свет и тень. Но приглядитесь, правильно ли художник воссоздал эту объемность? Конечно же, нет. Непонятно, где расположен источник света - грани звезды освещаются и слева, и справа, в общем, со всех сторон. То же можно сказать и о тенях. Более правильной такая звезда должна выглядеть, как показано на рисунке справа.

0 На этикетке из серии `Москва` (1958) (рис. слева) ошибка при изображении моста явно бросается в глаза. Скорее всего, художник рисовал этот мост не с натуры. Посмотрите на затененную часть арки моста. Она должна быть не справа, а слева. Иначе теряется перспектива изображения, т.к. неясно какая часть моста ближе к зрителю, а какая уходит вдаль. На рисунке справа я изобразил несуществующую, но более правильную этикетку с этим же мостом. Кстати, как изображается `правильный` мост вы можете посмотреть на этикетках серии `Мосты Москвы` (1961). 0

0На этикетке из серии `Спорт` (1961) изображен спортсмен по прыжкам с трамплина. Интуиция вам подсказывает, что что-то здесь не так. Если бы прыжок действительно совершался в такой манере, то прыгуну были бы гарантированы переломы конечностей и длительный отдых в оздоровительном учреждении. Спортсменом нарушены все принципы теории аэродинамики: высокая стойка, наклон корпуса и неестественно вытянутые вперед руки. 0

Обратите внимание на полет ракеты (рис. внизу слева). К.Э. Циолковский , глядя с постамента, видимо, тоже не может понять всю несуразность ее траектории. Судя по следу отработанного топлива, ракета совершила немыслимую петлю, сначала взлетев ввысь, затем по дуге вниз, и снова вверх. Хотя возможно это след от двух ракет. В этом случае полет одной ракеты можно назвать успешным, а вот вторая ракета, если верить рисунку, резко падает вниз.

0Ошибки встречаются не только графические, но и текстовые. На этикетке из серии `40 лет Таджикской ССР` (1964) изображен Гидромелиоративный техникум, г. Душанбе. Ошибка почти незаметна, но те, кто разбирается в орфографии, сразу заметит, что вместо буквы `е` в слове `мелиоративный` стоит буква `и`. 0

Уверен, приведенными примерами филуменистических казусов тема не ограничивается. Уважаемый читатель и сам сможет найти в своей коллекции не менее интересные образцы `творчества` художников и полиграфистов.
Настоящей статьей я вовсе не хочу бросить тень на благородный труд работников спичечной промышленности. Наоборот, ведь именно они дают нам возможность иметь и приумножать наши коллекции. Я просто хочу призвать всех коллекционеров, особенно начинающих, внимательно изучать свои этикетки. Необходимо не только содержать коллекцию, но и узнавать как можно больше об объектах, изображенных на этикетках, используя более подробную информацию из различных источников.

* М.И. Кутузов действительно потерял глаз еще задолго до Бородино. Это случилось 24 июля 1774 года, когда он воевал (с 1772 г.) в Крымской армии. При ликвидации турецкого десанта под Алуштой Кутузов, командуя гренадерским батальоном, был тяжело ранен - пуля через левый висок вышла у правого глаза. (Информация из `Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия`).



А. Ченцов, "Сфинкс" номер 4
http://phillumania.narod.ru/sf-3.htm

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь