Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Иконопись / Гуслицкая икона

Гуслицкая икона

<<назад
Статьи

Общее об иконописи
Особенности художественного языка иконы. Законы композиции
"Образ, воплотивший слово"
Суздальская школа живописи
Иконография: значение иконы
Иконопись: тайна изготовления иконы
Семейные иконы в доме
Методы современной реставрации
Сравнительные характеристики русских иконописных школ
Краски и иконы
Заметки о современном церковном искусстве
Печатные иконы: история и современность
Гуслицкая икона
Изображая Бога
Иисус Христос и первые иконы
Праздничный чин иконостаса Благовещенского собора Московского кремля
История иконописи: традиции и наше время
Иконы тоже плачут
Коллекции

Православные иконы Дениса Панина
Иконы Преподобного Андрея Рублева
Православные иконы в исполнении Соломко Игоря, мастера художественной вышивки
Гуслицкая икона
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3 

0Гуслицы - известный старообрядческий центр на юго_востоке Московской области, район компактного проживания староверов, большинство из которых признавали священство (поповцы). Свое название эта местность получила от имени древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев, осевших на территории Гуслицкого края после церковного раскола, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой `гуслицкой` росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Хорошо известны и достаточно исследованы гуслицкая книжная культура, медное литье и лубок, имеющие свои специфические особенности, отличающие их от произведений других старообрядческих центров, например Поморья. Что касается иконописи, то она остается наименее изученным явлением в художественном наследии Гуслицкого края. Антиквары и коллекционеры к Гуслицам в лучшем случае относят памятники довольно примитивной живописи позднего XIX века, написанные в основном на темном фоне, хотя гуслицкие иконы, как нам кажется, гораздо разнообразнее и ярче по своим художественным особенностям, и среди множества произведений `гуслицкого письма` XIX столетия можно вычленить ряд стилистических направлений.

На наш взгляд, к гуслицкой иконе относится все многообразие памятников, созданных в этом регионе, который охватывает исторически сложившуюся область, включающую собственно Гуслицы и такие соседние старообрядческие районы, как Вохна, Загарье, Егорьевск и Патриаршина. Что же касается выявления стилистических различий между произведениями этих центров, то пока оно нам кажется преждевременным.
Поскольку Гуслицы расположены в непосредственной близости от владимирских иконописных сел, известного художественного центра Нового времени, безусловно, они, и прежде всего Палех, оказали большое влияние на формирование стиля гуслицких иконописцев. Так, палехские иконы пользовались большим спросом среди зажиточных старообрядческих семей, поэтому и неудивительно, что гуслицкие мастера брали за основу палехские образцы. К одному из таких произведений, ориентированных на палехское иконописание, относится икона 1831 года из собрания ЦМиАР `Иоанн Предтеча ангел пустыни`, созданная непосредственно в гуслицком регионе, на что указывает надпись на ее лицевой стороне, содержащая автограф мастера и указание на место происхождения: `Семеон Иванов деревни Куровской`. К характерным чертам иконописи Палеха относятся прежде всего иконография образа и композиционное решение (изображение Троицы Новозаветной в ковчеге на полях), а также некоторые особенности колорита, в котором присутствуют любимые палешанами холодные цвета, способ написания горок, архитектуры, деревьев, воды, разделка одежд разбеленным основным тоном. При том, что икона, безусловно, близка произведениям палехских мастеров, она обладает некоторыми особенностями, позволяющими отнести ее к местной иконописной традиции. В отличие от палехских икон ее колорит не столь звучен, в нем есть и глухие сдержанные тона, в том числе лимонно-желтые, много темных коричневых и красных цветов. Поля иконы написаны довольно темной охрой, на них яркими цветовыми пятнами выделяются киноварные фоны дробниц с предстоящими святыми - это один из наиболее излюбленных и характерных приемов гуслицких мастеров. К наиболее распространенным и определенным по стилистической принадлежности памятникам гуслицкой иконописи относится ряд икон второй половины XIX века: `Иоанн Богослов в молчании` (ЦМиАР) , `Свт. Николай Чудотворец` (ЦМиАР), `Прп. Сергий Радонежский` (частное собрание), `Преподобная Евдокия` (ЦМиАР)

 1  2  3 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь