Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Предложения партнеров
ставки на спорт онлайн
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Нумизматика и бонистика / Неизвестный резчик монетных штемпелей Анны Иоановны 1734 г.

Неизвестный резчик монетных штемпелей Анны Иоановны 1734 г.

Статьи

Что такое бонистика?
Скрипофилия
Словарь нумизмата
Как чистить монеты
От песеты до песеты добраться нелегко
Монеты удачи
Как хранить коллекцию
Классификатор качества монет
Монеты, не подлежащие оценке
Монеты не подлежащие оценке-2
Крушение "Центральной Америки"
Золото Третьего Рейха
Константиновский рубль
Чистка древних монет
История банкнот США
Бонистика Российские деньги
История появления мининок
История Евро
История чеканки платиновых монет в России
Немного об античных монетах
Образы, обращенные в вечность
Царица Савская на монете Сомали
Какие времена - такие знаки
Их называли
Восточный орнамент на Советских деньгах
Куротные рубли
Самая большая золотая монета в мире
Крест на византийской монете
Прозвища монет
Казусы при выпуске монет
Железная дорога на монетах
Золото каперов: знаменитые пираты на монетах
Как оценить состояние монеты
Интересные факты нумизматики
Деньги - Лопаты и Деньги - Черепа
Происхождение доллара и знака $
На памятных монетах можно сколотить состояние
10 Величайших изобретений XX века в области денег
Монеты всея Руси
Кто придумал копейку
Золотое проклятье России
Международная валюта талер (ефимки)
Нерчинское серебро
Злато домашнее
Гангутский бой и нумизматика
Неизвестный резчик монетных штемпелей Анны Иоановны 1734 г.
Неизвестное об известном (о серебрянных рублях Анны Иоановны)
Белые червонцы (о платиновой монете)
Некоторые соображения о золотом рубле 1762 года
Семейный рубль
Новодельный рубль 1723 года: от Павла до Прокопа
Польские монеты российской нумизматики
Платиновая монета Российской империи
Куда девались медные пятаки после 1881 года
От московского рубля к рублю российскому
Деньги с черного двора
Редкие монеты СССР
Червонец в Советской России
Чеки Внешторгбанка
Советский рубль
Памятные монеты СССР
Куда девать советскую мелочь
О сионистском рубле 1977 года
Немецкая монета для Украины
Варварийская обезьяна - символ Гибралтара
Не в звезде счастье
Нью-Васюки по-австралийски
Лев и солнце
Загадки из центра Тихого океана
Пруф или не пруф? Вот в чем вопрос
Римские персонификации на имперских монетах
Дыхание древности
Как заработать с лилангени?
Корабль-черепаха: факты и легенды
Лапу-Лапу, победитель Магеллана
Покажи мне свое "баги", и я скажу тебе, кто ты
Был бы опий - деньги напечатаем
Нумизматика золотой орды монеты из сарайчика
Чернобыльские деньги
Русские кожаные деньги на Аляске
Пробные и редкие монеты советского чекана
Антика: легенды и реальность
Британский двойной флорин: взлет и падение
Дилетант на нумизматической "кухне"
Действительно ли уникальна купюра достоинством в два доллара?
Пернатая Бонистика
Разменные знаки воеводы Дитерихса
Уральские франки
Хранение банкнот
Монеты-тяжеловесы
Немного о чешуйках
Символ 'V' для 'МОНЕТ ПОБЕДЫ'
О пробирных палатках и пробных камнях
Датировка по внешним признакам
Монеты Европы: цент и шиллинг
Монеты КОРОЛЕВЫ ВИКТОРИИ И Династия ее придворных МЕДАЛЬЕРОВ
Как делают монеты?
Олимпийские монеты "Сочи 2014"
Золотые монеты. С первых дней до нашего времени
Систематизация монет, каталоги монет
Юбилейные монеты США
10 рублей. Юбилейные монеты
Фердинанд Порше на монете своей родины
Монета-медиатор
Копейка серебряная, медная, бумажная, стальная...
Первая олимпийская банкнота
Доллар Кеннеди - достойный экземпляр коллекции
Самые красивые банкноты мира
Бофоны - военные деньги Украины
Осмотр и очистка банкнот
Нотгельд, что это?
Два доллара США одной банкнотой
Самые необычные монеты мира
Самые крупные и тяжелые монеты
Старинные монеты и нумизматика - увлечение с долгой историей
Русская коллекция
Нумизмат Яков Рейхель
Рассеяный коллекционер
Подросток- нумизмат
Подделки монет
П. В. Зубов - выдающийся коллекционер и нумизмат
Нумизматы не останавливаются ни перед чем, чтобы заполучить желаемую монету
Монеты СССР и императорской России
Коллекция цента за миллион
Коллекция из пяти тысяч монет
Коллекции монет
Классификация монет
Герб на монетах
Всюду деньги, деньги, деньги...
Бракованные монеты
А. В. Орешников - выдающийся русский нумизмат, основоположник любительской нумизматики
Что такое монета?
Что такое "бонистика" и "нумизматика"?
Как покупать монеты и получать их по почте из-за границы
Проблема подлинности в нумизматике
Рубль Гедлингера
Рубль 1845 года
Рынок серебряных русских юбилейных монет
Сколько стоит рубль
Страсть Петра
Коллекции

Купюры стран мира
Римские монеты
Дорожные чеки США
Монеты стран Африки
Монеты Американских континентов
Монеты стран Азии
Монеты СССР и России
Самая красивая валюта современности
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Рубль императрицы Анны Иоанновны 1734г., имеющий инициал "В" в нижней части первой ленты наплечника, пользуется повышенным интересом у коллекционеров-любителей и упомиается во всех крупных каталогах. В статье-исследовании "Медальер Иван Васильев" ("Советский коллекционер", номер 13 1975) М.М.Максимов относит эту монету к деятельности упомянутого "резного штемпельного дела мастера". Заодно же его работе он приписывает и весь выпуск 1734 года, обосновывая свои доводы тем, что монета с инициалом "В" и все прочие монеты этого года на оборотной стороне в цепи ордена Андрея Первозванного имеют розетки вместо звезд, характерных монетам 1730-1733 годов.

Более того, по тексту само собой получается, что "этот тип лицевой стороны просуществовал на монетах четыре года (1734-1737), а в 1735 г. был даже единственным". Справедливо ли считать, что все это работа Васильевна? Не смущает ли тот факт, что после сентября 1736 г. в документах Монетного двора фамилия Васильева больше не встречается? Итак, одного ли мастера рука создавала в 1734 г. тип лицевой стороны монеты, вошедший в литературу последних лет как "идеализированный"? Поштемпельная систематизация монет Анны Иоанновны сравнительные исследования различных деталей рисунка на эти монетах дали большое количество фактов, позволяющих усомниться в однозначности и безоговорочности ранее сделанных выводов.

Факты эти дают основания предположить, что одновременно работали два различных мастера, имеющих свои сформировавшийся подход и свою трактовку рисунка. Рассмотрим лишь некоторые из них. Факт первый. Общеизвестно, что монеты эти существуют в двух вариантах: с подвеской из трех жемчужин на груди (или из трех драгоценных камней?) и без них, и относятся с последнему монетному типу года, насчитывающему более 50 различных штемпелей. Если принять во внимание, что всего лицевых штемпелей в этом году вырезано около 80-90, то на чеканку монет этого последнего типа должно было быть потрачено более полугода. И тем непо?ятнее упорство, с которым весь этот период приблизительно поровну изготовлялись штемпели без подвески (23 варианта) и с подвеской (29). Так, не является ли подвеска отличием (своеобразной неофициальной авторской меткой) в работе второ?о мастера? Тем более, что другие отличия тоже существуют. - лицевые стороны монет "без подвески" выполнены более профессионально, единообразно и тщательно; расположение легенды выдержано строго в духе предыдущего типа, где "только крест короны разделяет надпись"; все портреты схожи как по размерам, так и по выражению лица; - расположение легенды во втором варианте выдерживать не удавалось и здесь существуют штемпели, где крест короны приходится на букву "А" слова IМПЕРАТРИЦА, на промежуток между словами или на какую-либо из трех следующих за ним букв; не соблюдались и размеры портрета, а изменения выражения лица императрицы были таковы, что позволили в английском каталоге по некоторым экземплярам штемпелей всю эту группу и последующий 1735 г. объединить общим названием "horse face" ("лошадиная морда").

Слишком уж значительны все эти различия, чтобы считать обе группы штемпелей работой одного и того же мастера. Факт второй. Оборотные штемпели 1734 г. также могут быть четко разделены на две группы со своими совокупностями признаков. В литературе есть попытки провести такую группировку по наличию или отсутствию разделительных точек в легенде, но более глубокого анализа не проводилось, хотя предпосылок к этому достататочно.Для доказательства существования двух самостоятельных типов рисунка оборотной стороны монет отличительные признаки этих типов сведены в таблицу.

Дополнительным доказательством может служить еще и то, что только один из этих наборов признаков принят для использования в 1735 г., в то время, как в исследуемом году известны монеты с 23 различными штемпелями первого типа и с 26 - второго (и опять почти поровну!). Факт третий. В течении всего периода использования лицевых и оборотных штемпелей сочетание их в штемпельных парах было строго закономерно: лицевая сторона "без подвески" всегда была в паре с оборотной типа "с разделительными точками в легенде", а второй части портрета - только со вторым типом герба. Таким образом, получены веские основания говорить не только о двух типах портрета, но и о двух типах штемпельных пар, имеющих не только отличительные признаки для идентификации их, но и броскую, удачно расположенную и хорошо заметную деталь - подвеска на груди императрицы, что может служить надежной отличительной меткой второго мастера. И факт четвертый, свидетельствующий об одновременном изготовлении и использовании штемпельных пар обоих типов.

В начале 1734 г., после кратковременного применения шести штемпельных пар предыдущего года с перегравированной датой (свидетельство неподготовленности монетного двора к работе новыми штемпелями), был осуществлен кратковременный, практически пробный выпуск монет с большим портретом императрицы, куда относится и т.н. "царственный" портрет. В паре одним из этих штемпелей известен и оборотный штемпель втор го типа. В следующем, и также кратковременном выпуске монет с промежуточным типом портрета оборотных штемпелей обоих типов было уже почти поровну. Из этого можно сделать заключение, что затянувшийся процесс отработки нового портретного рисунка, который, как предполагает М.М.Максимов, выполнял мастер Иван Васильев, нарушил ритмичность изготовления штемпелей и потребовал привлечения новых мастеров.

Таким образом, оборотные штемпели второго типа появились несколько позже штемпелей Васильева, но значительно раньше перехода на заключительную серию портретов. По-видимому, работа второго мастера над оборотными штемпелями была одобрена, и потому в дальнейшем ему была доверена, вместе с основным мастером, работа над более сложными и ответственными портретными штемпелями с момента окончательного становления монетного типа. И вот теперь уместно будет сообщить о недавней находке -монете с портретом второго (с подвеской на груди), сведений о которой до настоящего времени в литературе не было. По рисунку самого портрета она полностью повторяет одну из монет, помеченных меткой Васильева, однако от всех других монет этого года ее отмечает отсутствие на груди свивающих из-за плеча лент наплечника обычно их 2 или 3.

Главным же отличием следует считать небольшую метку А (возможно, буква А или А), размещенную на груди под орденской лентой, у самого обреза бюста. Примечательным является и то, что это единственная известная монета "с подвеской на груди", оборотная сторона которой, хотя и не имеет разделительных точек в легенде, но по всем остальным отличительным признакам совпадает со штемпелями первой группы: имеет овальный контур хвоста, маленькую корону над орлом, одинарную рамку щитка герба Москвы и букву против державы. Случайны ли такие совпадения? Не являются ли эти монета с различными метками результатом копирования различными мастерами одной и той же исходной модели? и, наконец, последнее наблюдение.

Вспомним упоминавшуюся ранее статистику. Штемпелей оборотной стороны монет второго типа известно 26 различных вариантов, а первого меньше - только 23, хотя применять их начали с самого начала года. Лицевых штемпелей "с подвеской" - 29, а "без подвески" - 23 - и опять меньше. Есть ли этому объяснение? Не отошел ли к концу года мастер Васильев от изготовления монетных рублевых штемпелей? И не здесь ли следует искать причину того, что для чеканки монет последующего 1735 года изготавливались только штемпельные пары второго типа, т.е. именно те, которые были в работе и, возможно, единственными в конце 1734 года.



Автор: Полуйко Е. Г., источник: Сборник Московского нумизматического общества номер 4 за 1996 год
http://numlib.ru/01_zr/046_neizvestni_rezchik_monet.html

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь