Отечественное золото было получено Мокеевым, как было сказано, из `сырого` нерчинского серебра, вместе с тем на серебряных ништадтских медалях, предназначавшихся для награждения солдат, по аналогии с золотыми было подчеркнуто, что и они сделаны `из серебра домашнего`. В России долгое время не было своего серебра. В течение многих столетий серебряные монеты и другие изделия выделывались из серебра, поступавшего из-за границы. Впервые государственная промышленная добыча отечественного серебра началась на Нерчинских рудниках Большой и Малый Кулгук в Забайкалье, но в отношении даты начала добычи в разных источниках (так же, как и в случае с золотом) имеются разноречивые и неконкретные данные.
Это дает основание подробно привести историю открытия Нерчинских месторождений, изложенную в написанной в 1735 году рукописи В.И. Геннина `Описание уральских и сибирских заводов`, считая ее в высокой степени достоверной, ибо Геннин был современником события, а рассказ ведет колоритным емким языком XVIII века со слов горного чиновника П.Да-меса, управлявшего Нерчинским заводом длительное время. `В 1713 году отправлен он от бывшего сибирского губернатора князя Гагарина дня осмотру тамо медных руд, называемых агинских, а как он в 1714-м году прибыл в Нерчинск, взял настоящее о тех рудах из канцелярии ведомости, в которой показано, что тунгусский нации два брата имянем один Аранжа, другой Мани - первые медных и серебряных руд искатели были. И потому от него, Дамеса, они призваны и спрашиваны и доносили ему то ж, что аргунские серебряные руды сыскали и объявили они. И паки от него спрашиваны, через который случай они, искали те аргунские руды`. Братья ответили, что еще в молодости бывали они в тех местах на ловле зверей, и `... тогда оный дистрикт был ни под мунгальским, ни под рос?сийским владением, но вольной.
В то время сперва наруже земли куски руд они видяли и думали, что те куски не простые вещи, для того, что на них был глянец, или сияние, и того ради некоторые куски взяли они с собой...`. Об этом узнан их тайша (князь), вызвал их к себе и отобрал образцы. `.. .После того временив несколько лет, как признаваемо, знатно, по скаске их в 1672-м году послал он, таила, из означенных двух рудоискателей одного брата и с ним несколько мунгалов с семью верблюдами с таким повелением, дабы они, сколько возможно, помянутых руд на тех верблюдах привезли. И по тому они и учинили. А куда им от тайши далее ехать велено, о том неизвестно.. .`.
Например,в 1691-м или 1692-м г. прибыл в Нерчинск бывший адмирал Федор Алексеевич Головин. В то же время в Нерчинске был воевода Иван Остафьевич сын Власов. Ему вышеупомянутые два брата рудоискатели тех руд объявили, который, взяв ему, адмиралу Головину, об оных рудах не доносил, а объявил их бывшему тогда в ево, Головина, штате иноземцу имянем Лаврентью Нейгарту. И просил ево оной воевода нерчинский, чтоб он, как возможно, те руды опробовал, что он по той пробе и учинил, не объявя ему, Головину. Но потом он, адмирал Головин, о сем уведал и приказал ево за ту утайку жестоко штрафовать, хотя он, Нейгарт, в то время и прапорщиком был... Оные руды, хотя они уже знаемы и в славе были, остались без всякого произведения до 1702-го года. Koгда посацкий человек Боков, который был комисаром при китайском караване, и тогда ехал в Китай, при нем был гречанин Александр Левандиан, оной несколько искусства имел по греческому обыкновению в горных и плавильных делах, и когда он об оных рудах уведомился, то взял он некоторое число пуд и учинил пробу своим коштом и тое пробу послал к своим товарищам дня объявления в Сибирском приказе, на что и указ из онаго приказу получен в 1704-м году, по которому велено в Нерчинском присудствии, в Аргунском остроге, на речке Серебрянке, по объявлению нерчинских ясашных иноземцев, вышепоказанных Аранжи да Мани с товарищи, серебряных и других руд, какие сыщутся, плавить рудоплавильным мастерам гречанину Александру Левандианову с товарищи наемными людьми. И с того году российскими работа тамо началась: добыча руд в старинных шахтах и начатие завода и плавка серебра.. .`.
В 1704 году были выплавлены первые I фунт 24 золотника (около 0,5 кг) отечественного нерчинского серебра. Грек Левандиан с товарищами всю ра?боту вели своим коштом (за свой счет), получая от казны продовольствие и два пуда серебра из каждых десяти добытых. Вначале завод был в подчинении нерчинского воеводы, а с 1721 года перешел в ведение Берг-коллегии. В дальнейшем добыча серебра на Нерчинских месторождениях стала успешно развиваться, как это видно из следующей таблицы Это нерчинское серебро и было тем источником, из которого Мокеев добыл первое русское золото.
Автор: Сборник Московского нумизматического общества номер 8 за 2001 год.
http://numlib.ru/01_zr/075_nerchinsk_serebro.html |