Крест был первым из символов христианской веры, нашедших свое место на римской монете. Это произошло уже в IV веке, и с тех пор монеты христианской империи были немыслимы без этого универсального знака Спасения. Он имел не только религиозный, но и государственный смысл.
Гексаграмма Константа II (641-668)
Определяющим в его восприятии было предание о видении креста Константину Великому накануне решающей битвы за Рим. Слова "Сим победиши!", внушенные тогда императору, определили будущее отношение монархов к этой эмблеме. "Константиновская традиция" предопределила длительность бытования креста в нумизматике. На медных позднеимперских выпусках IV-V веков кресты различной величины и конфигурации, когда бессистемно, когда упорядоченно, располагаются на свободных участках монетного кружка, близ императорских фигур либо буквенных обозначений номинала (с конца V века). Наряду с ними - популярная в то время христограмма, то есть монограмма имени Спасителя, состоявшая из греческих букв I (йота) и X (хи), либо X (хи) и P (ро). Впервые она украсила монету еще при Константине Великом, увенчав собой императорский штандарт лабарум. Эти редкие монеты константинопольского чекана плюс описание лабарума, оставленное Евсевием Кесарийским, позволяют детально реконструировать облик некогда знаменитой регалии обновленного Рима.
В большинстве случаев христограмма, подобно крестам, помещалась на свободном участке монетного поля, занятом фигурами императоров. Она украшала штандарты и щиты в их руках. Она же могла заполнить собой весь монетный кружок, превращая его в знак личной преданности императора своему Господу. Таковы, например, крупные фоллисы узурпатора Магненция (351-353), несущие христограмму Хи-Ро во все поле реверса. Инициатива Магненция явно копировала знаменитый приказ Константина о начертании первых букв Божественного имени на щитах его солдат. Подобная демонстрация благочестия под знаком креста на монетах состоялась в самом начале V столетия, когда его изображение целиком заполнило монетный кружок. Правда, величина самого кружка медных номиналов (АЕ4) Аркадия и Феодосия была столь небольшой, что крест на них едва читался.
Но прошло еще несколько лет, и на золотых солидах Феодосия II (408-450), чеканенных в честь двадцатилетия его пребывания на престоле в звании Августа (с 420/421 гг. до 429 г. с легендой VOTXX MVLTXXX), крест впервые занял место главного элемента монетного поля. Орудие Страстей Христовых было изображено на реверсе в виде тяжелого, усыпанного драгоценными камнями-точками трофея - знамения Победы, некогда сообщенного Константину и с тех пор почитавшегося его преемниками. Крест поддерживает стоящая крылатая Виктория, в то время уже не столько богиня, сколько олицетворение императорской военной доблести Virtus. Несмотря на кажущуюся парадоксальность сочетания - христианский символ в руках языческой персонификации - эта композиция органично выражала идею "постоянной победы" императора-христианина, объединяя образы различных идеологических и религиозных систем. На понимание креста как орудия победы недвусмысленно указывает и легенда VICTORI AAVCCC ("победа Августов"). В торжественных проповедях ранневизантийского времени крест часто возвеличивался как победное оружие полководцев, страж городов и устрашение врагов (например, в слове "На Воздвижение Святого Креста" Андрея Критского).
Крест на солиде, возможно, был изображением величественного и пышно изукрашенного креста, воздвигнутого благочестивым Феодосием II на Голгофе. Этот крест стоял на открытом дворе посреди целого комплекса мемориальных сооружений святого места как напоминание о Распятии и в то же время - как знак Божественной победы над смертью. Поводом к его водружению стали события предшествовавшего года, описанные в хронике Марцеллина Комита. Тогда паломникам было видение креста Христа в небесах и крестов, проявившихся тогда же на одеждах наблюдателей. Перенос его изображения на монету - пример достаточно редкого в византийской нумизматике изображения на монете реального объекта, наделенного символическим значением.
|