С падением Константинополя в 1453 г. ушла в небытие Византия - не просто одно из государств на карте, но целый мир, составивший эпоху в истории человечества. Остались монеты - свидетели и неразлучные спутники величия и упадка этого мира, побед и поражений на долгом пути от рождения до смерти... Удивительно, но первые значительные коллекции византийских монет возникли только в XIX в. И это притом, что собирать антики начали еще на заре Возрождения! Интерес к ним рос по мере того, как европейцам открывалась грандиозность византийской христианской цивилизации, множились раскопки древнехристианских памятников Северной Африки и Ближнего Востока, Греции и Турции. Материальное и духовное наследие Византии возвращалось с каждой новой расчищенной иконой, открытой мозаикой, прочитанной рукописью, найденной монетой. Одинаково строго глядят с них лики Христа и Богоматери, одинаково величественны фигуры святых и ангелов, предстающие рука об руку с земными владыками империи, - образы, пришедшие из прошлого, но обращенные в вечность. Побуждения к собирательству византийских монет бывают различные. Кому-то хотелось бы собирать иконы, рукописи или ювелирные изделия Византии. Но поскольку такой возможности у человека нет, он коллекционирует византийские монеты. И монеты не разочаровывают своих почитателей художественными и иконографическими достоинствами изображений, которые они несут. Равноценна ли монета иконе? Почему бы нет, если святой образ, запечатленный на ней, лишь техникой исполнения отличен от сложенного смальтой или писанного темперной краской? И образ этот знаком и близок не только знатокам византийского искусства, но и каждому любящему и понимающему русскую иконопись. Византия была подлинным мостом между народами и цивилизациями, странами и периодами. И византийская тематика имеет множество выходов в сопредельные области нумизматики. Собирательство византийских монет позволяет счастливо сочетать любовь к "отеческим гробам" и русской старине с интересом к античной и средневековой истории. Невозможно провести четкой границы между римской и византийской монетными системами, как нельзя одной чертой отделить Византийскую империю от Римской. Византия была Вторым Римом, Римской империей времен средневековья, ее правители были законными преемниками Августа, чеканившими по тому же праву монету со своим именем и портретами. "Лицом" византийской нумизматики является самая прославленная монета европейского средневековья - солид. Его история начиналась еще в античности. На четвертом столетии существовании Римской империи Константин Великий даровал своим подданным новую монетную систему - последнюю общеримскую, с золотым солидом, серебряным милиаренсом и медным фоллисом вместо староримских ауреуса, денария (антониниана) и сестерция. Эта система основывалась на римском фунте - либре. В Византии было принято и другое его название - литра. Этот фунт равнялся примерно 327 г. Стандартная золотая монета - солид, или по-гречески номизма, чеканилась из расчета 72 штуки из 1 фунта золота. Количество драгоценного металла измерялось каратами, представлявшими весовой эквивалент 0,2 г золота. Константиновский солид содержал 24 карата. Именно на обращении полноценной золотой монеты, остававшейся многие столетия без изменений (т.е. без ухудшения), основывалась денежная система уже Византийской империи. Вплоть до XI в. солид оправдывал свое название, ибо по-латински solidus значит прочный, надежный, являясь мировой валютой. "Все народы вели торговлю при посредстве византийского солида, который принимался повсюду от одного края земли до другого, служа предметом удивления для всех людей и всех государств, так как такой монеты в других государствах не было", - написал в VI в. знаменитый купец-путешественник Косьма Индикоплов. Полновесный золотой солид был символом богатства и материального благополучия империи. Косьма рассказывает, что, взглянув на него и сравнив с персидской серебряной драхмой, далекий индийский правитель изрек: "в самом деле, римляне (т.е. византийцы) блистательны, могущественны и мудры!" Даже арабы, завоевавшие византийский Восток, допускали свободное обращение на своих территориях византийской монеты "с именем и изображением" христианских императоров. Первый арабский чекан был подражанием византийскому (т.н. "арабо-византийский"), и лишь появление в самом конце VII в. на золотых и серебряных монетах империи неприемлемого для исламского мира изображения Христа стало поводом для изготовления собственной монеты Халифата.
|