Что бы ни говорили о Церетели, он - гений работоспособности и творческой мысли. Кстати, сам Церетели весьма доброжелательно настроен по отношению к своим "ругателям". В книге, над которой он сейчас работает, а это будет грандиозный том, он благодарит всех, кто делал ему рекламу в жизни. Включая всех, кто его ругал. Церетели приводит следующую аналогию (мы приведем цитату скульптора полностью, поскольку, по нашему мнению, в ней содержится ответ на вопрос о том, почему творчество Церетели вызывает столько эмоций и рождает столь разнообразные мнения): "Вот, например, те, кто были против Эйфелевой башни, сейчас это скрывают и помалкивают. Потому что поняли, что ошибались. Представьте - вот сейчас убираем из Парижа Эйфелеву башню. И что будет? Она символом работает. Искусство не всегда сразу можно оценить. Нужно время. Я прихожу в консерваторию, вижу - сидят люди, слуха нет у них, Шостакович им - как китайский язык, но симфонический оркестр играет, они слушают и аплодируют. Боятся попасть впросак. А в живописи, в архитектуре как будто все разбираются. Все берутся судить, хотя карандаша в руках не держали. Нас испортило то мышление, которое мы имели 70 лет, - все одинаково одевались, одинаково пели, одинаково рисовали. И это до сих пор действует на людей. После импрессионизма европейское искусство зашло в тупик, не могло развиваться, а Россия грандиозный ответ дала. И что получила? Эти художники попали или в лагерь, или в ссылку. Почему Василий Шухаев, который вернулся из-за рубежа, оказался в Сибири, а потом не имел права жить в столице? Он жил в Тбилиси - для нас это счастье было, потому что самый сильный академик. Но в государственном масштабе это же ошибка!.. Наша задача - чтобы художники, которых мы выпускаем из академии, всё знали. Чтобы у них перед глазами были разные течения в искусстве, разная рука, разное мышление". Скульптор, кроме того, как-то поделился: "Меня всегда вдохновляли любовь к ближнему и Богу, радость жизни, солнце и природа, цветы и женщины, друзья, моя семья и мой народ". Все это стало объектом его удивительных по символичности и смысловой глубине произведений. Заслуги Церетели общепризнанны, именно его скульптурную композицию Путин подарил Израилю, во время своего недавнего посещения Святой земли. Во время своего визита Владимир Путин открыл у резиденции президента Израиля Моше Кацава выполненную Зурабом Церетели бронзовую скульптурную композицию в память жертв Холокоста. Многие города Европы и Азии украшают витражи, мозаики, статуи, выполненные Зурабом Церетели. В саду ЮНЕСКО установлен по соседству с моделями знаменитых скульпторов церетелевский Колумб, внесенный экспертами в число лучших произведений пластики ХХ века. У берегов Средиземного моря в Агде открыт памятник Бальзаку работы Церетели. Бретань в Плоэрмеле приняла отлитый в бронзе образ Иоанна-Павла II - плод творческой энергии выдающегося скульптора. Кстати, Церетели был избран в члены Академии Франции, в составе которой числился царь Петр Великий. Интересная работа Церетели - бронзовая статуэтка, ставшая воплощением премии "Сердце". Статуэтка представляет собой бронзовую статуэтку женщины, держащей в руке арфу из сердечек. Премия "Сердце" была учреждена в 2001 году благотворительным фондом помощи детям "Анита". Его президентом является певица Анита Цой, выражающая таким образом общественное признание людям и организациям, проявляющим себя в благотворительной деятельности. Автор Зураб Церетели хотел своей работой помочь стремлению людей быть добрее и назвал свою статуэтку "Быть, а не казаться". Во время персональной выставки в Париже многие посетители были до слез тронуты композицией Церетели. На фоне простреленной пулями стены скульптор запечател Николая II, императрицу и детей самодержца. Все персонажи, закрыв глаза, застыли в миг казни. На церемонии открытия одного из своих памятников Зураб Церетели в ироничной форме ответил недоброжелателям, выступающим против установки его памятников. "Раньше, если в городе была чума, там устанавливали какой-то монумент, который от чумы защищал. Возьмите вчерашний день - интересно было. Стояли скульптуры Дзержинского и Ленина и как-то все сидели в рамках. Меньше ошибок было - не дрались на улицах. Играет искусство роль свою. Я думаю, и дальше должно играть". http://www.gedes.ru/modern04.shtml |