При упоминании Н.К.Крупской возникает образ деятеля коммунистической партии и советского государства, друга и соратника В.И.Ленина. Однако, силой скульптурного искусства, образу Крупской удалось придать черты трогательной индивидуальности, женственности и романтизма. Памятник Н.К. Крупской, установленный на одном из кольцевых бульваров столицы - на Cретенском, отличается неординарностью и оригинальностью художественного решения. Авторами скульпторы являются Е. Ф. Белашова и А. М. Белашов. Памятник явно характеризуется отходом от монументальности "сурового стиля" советской эпохи и являет собой пример успешного результата, достигнутого в поисках нового романтического стиля. Крупская предстает перед зрителем в образе очаровательной молодой девушки, кутающейся в огромный платок, скрадывающий очертания тела. Эта трогательная бронзовая фигура напоминает персонажи русского искусства конца XIX века. Видимо, поэтому, памятник, несмотря на внушительные физические размеры, зрительно не кажется монументальным. Особенностью данного памятника является необычная динамичность и пластичность фигуры. Шагнув вперед и как бы заслоняясь согнутой рукой, покрытой платком, от ветра, девушка, как будто поворачивается. Под широкими плоскостями драпировок, монолитный объем кажется трепещущим и пластичным. В противоположном по отношению к фигуре Крупской, по диагонали углу постамента на находятся два 10-метровых бронзовых пилона. На них отлиты даты жизни и цитатами из выступлений Н. К. Крупской. Пилоны оказались настоящей находкой скульпторов, а вот надписи, скорее, можно отнести к их творческим неудачам. Цитаты - нечто слишком уж конкретное. Они излишне длинны, в любом случае, и лишают монумент символизма и необходимой ему, чтобы быть произведением искусства, недосказанности. Итак, для формы пилонов найдено очень удачное решение. Они символизируют открытые двери. Что может быть за ними? Вера в новое будущее для человечества или же мечта о личном счастье? Примером скульптурной композиции, составленной из женских образов, может стать монумент венгеро-советской дружбы, открытый 15 сентября 1976 года в Парке Дружбы на Ленинградском шоссе Москвы. Отметим, что именно женский образ в скульптурном искусстве наиболее часто используется для олицетворения наций, Родины и взаимоотношений между народами. Композиция представляет собой 10-метровое архитектурно-скульптурное сооружение в виде выгнутой стелы. На внутренней стороне стрелы выложен барельеф из керамических плиток. Он состоит из двух женских фигур, олицетворяющих дружбу двух братских народов: России и Венгрии. Руки девушек взлетели вверх в радостном дружеском порыве. Под барельефом надпись: "Вечная венгеро-советская дружба - залог нашей свободы и мира!" Над девушками изображены летящие голуби - символ мира, еще выше - пятиконечная звезда. Дружба между Россией и Венгрией отображена и в выборе материала для памятника. Весь монумент облицован плитками пирогранита. Этот керамический материал, изготавливается только в венгерском городе Печ. http://www.gedes.ru/articles/art02.shtml |