1. СКУЛЬПТУРА - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, или трехмерны. В скульптуре основным объектом изображения является человек.
2. Скульптура - один из самых древних видов искусства. Различные формы скульптуры существовали у всех народов мира. Самые древние скульптуры - женские фигуры и рельефы неолита (Венера из Савиньяно (Модена), 10-8 тысяч лет до н.э..
3. В скульптурах, которые являются произведениями через внешний облик человека передается его внутренний мир, характер и психологическое состояние.
4. ОБХОД - одно из важнейших условий восприятия скульптуры. Чтобы рассмотреть трехмерный объем скульптуры, представить себе решение статуи в целом или увидеть все фигуры скульптурной группы, зрителю скульптурного произведения надо обойти его вокруг.
5. Материалами для изготовления скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), а также гипс, дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др. Помимо них используется глина и производные ее обжига (керамика - терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.)
6. Помимо основных материалов (камень, металл, дерево и др.) в скульптуре также применяются стекло и синтетические полимерные составы.
7. Изображения животного мира формируют анималистический жанр скульптуры .
8. Скульптура происходит от латинского глагола sculpo, который означает "вырезаю, высекаю".
9. Скульптура подразделяется на две основные разновидности: круглую и рельефную. Круглая скульптура , свободно размещается в пространстве, а рельефная предполагает, что объемные изображения располагаются на плоскости.
10. Разновидностью выпуклого рельефа является БАРЕЛЬЕФ или низкий рельеф. Его особенностью является то, что изображения в нем выступают над плоскостью фона не более чем на половину своего полного объема. Барельефом принято украшать стены зданий, постаменты памятников, стелы, мемориальные доски.
11. Разновидностью выпуклого рельефа является ГОРЕЛЬЕФ или высокий рельеф. Особенностью горельефа является то, что в нем изображение возвышается над плоскостью фона более чем на половину своего объема и может восприниматься почти как круглая скульптура. При этом она кажется лишь немного соприкасающейся с плоскостью.
12. Рельеф, в котором изображение располагается в нескольких пространственных планах, называется МНОГОПЛАНОВЫМ РЕЛЬЕФОМ. Это дает возможность изображать множество фигур на архитектурном и пейзажном фоне, который в свою очередь зрительно воссоздать уходящее вглубь пространство. Многоплановый рельеф использует светотеневые контрасты, падающие тени, элементы архитектуры и пейзажа для создания иллюзии пространства.
13. ЖИВОПИСНЫЙ РЕЛЬЕФ характеризуется тем, что, в нем все фигуры и предметы сильно уплощены, а фон - пейзаж, архитектура - намечен слабым рельефом. Живописный рельеф занимает промежуточное положение между скульптурой и живописью и является подобием картины.
14. Скульптура по масштабности изображения разделяется на четыре основных вида: станковую, монументальную, монументально-декоративную скульптуру и мелкую пластику.
15. Станковая скульптура - род скульптуры, имеющий самостоятельное значение. Станковая скульптура рассчитана на восприятие с близкого расстояния, не связана с предметным окружением и архитектурой. Обычный размер станковой скульптуры - приближенный к натуральной величине.
16. Одним из наиболее развитых жанров станковой скульптуры является портрет (бюст, портретные статуи, рельеф), дающий уникальную возможность для восприятия - рассмотрение скульптуры с разных точек зрения. В то же время, станковая скульптура включает в себя различные виды скульптурной композиции (голова, бюст, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символическая или аллегорическая композиция, анималистический жанр).
17. Монументальная скульптура рассчитана на восприятие с большого расстояния. Одна из древнейших разновидностей скульптуры. К монументальной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции, конные памятники, мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы.
18. Технология создания скульптуры сопряжена с большим физическим трудом.
19. Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов и массы. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта.
20. Фактурная обработка поверхности серьезно влияет на выразительность пластического решения образа.
21. Основные технические приемы создания скульптуры - лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка.
http://www.gedes.ru/atonce.shtml |