Рабочий и колхозница Мужчина и женщина в рабочих одеждах, уверенно шагающие вперед с высоко поднятым над головой орудием своего труда и символом Советской страны - серпом и молотом: Кто они? Ошибиться невозможно! Самой знаменитой скульптурой в нашей стране, ставшей символом не только главной киностудии страны "Мосфильма", но и всей советской эпохи, являются "Рабочий и колхозница". Это подлинный пример монументальной скульптуры. Высота "Рабочего и колхозницы" - 24,5 метра, и внушительные 75 тонн веса. Только один развевающийся шарф колхозницы весит 5 тонн! Однако, на примере группы "Рабочий и колхозница" можно убедиться в том, что скульптура принадлежит больше явлениям искусства, чем архитектуре, поскольку монументальность в этом случае достигается не только и за счет габаритов и физических параметров, а за счет идейного содержания. Монумент, сооруженный по проекту и под руководством скульптора В.И.Мухиной, воплощает не "коммунизм" как социально-экономическую формацию, а человеческое понимание счастья. В работе Мухиной коммунизм предстает как вековая воплощенная мечта человека о личном счастье, счастье труда и самореализации. То есть находит воплощение извечный идеал человека, который близок и понятен всем, вне различия политических убеждений и социального статуса. Композиция притягивает внимание не только своими размерами, физически осязаемым могучим порывом движения, но и глубоким символизмом. Мухина выступила как новатор в скульптурном искусстве, отказавшись от характерной для монументальной пластики торжественной мерной поступи, и превратила ее во всесокрушающий порыв. На первый взгляд, "Рабочий и колхозница" - один из многих плакатно - агитационных образов того времени: мощная поступь молодого труда в светлое завтра и т.д. Но в этом произведении скульптуры, делающим его произведением искусства, все далеко не так примитивно. Образы насыщены конкретными, индивидуальными деталями и несут в себе особое личностное обаяние. Другими словами Мухина не побоялась индивидуализировать плакатные образы и тем самым изменила послание, несомое скульптурой. Ее рабочий и колхозница заявляют, что счастье возможно не для всех, в общем, а лично, для каждого. "Рабочий и колхозница" появились в 1936 году. Это было связано с тем, что находящийся на экономическом подъеме СССР получил приглашение принять участие в международной выставке "Искусство, техника и современная жизнь". Выставка должна была открыться в Париже. Приглашение было принято и встала задача сооружения обращающего на себя внимание в капиталистическом окружении павильона первой в мире страны победившего социализма. Павильон должен был стать визитной карточкой СССР и для его проектирования и сооружения были задействованы лучшие в стране кадры. Проектирование павильона нашей страны было поручено архитектору Б. М. Иофану, одержавшему победу в конкурсе на проект Дворца Советов. Иофан для придания сооружению величия воспользовался уже опробованный ранее прием увенчания здания скульптурой. Этот замысел был блестяще воплощен, что позволило создать великолепный образец синтеза искусств: архитектуры и скульптуры. Примечательно, что высота здания составляла 33 метра, и высота скульптурной группы достигала более двух третей от высоты самого здания. Как мы уже упоминали, функционально второстепенный декоративный элемент архитектурного сооружения - скульптурная композиция стал идейно, художественно и пространственно главенствующим, благодаря своему по-человечески-понятному содержанию. Интересен выбор материала для сооружения скульптуры. Гигантские фигуры были сделаны из нержавеющей хромоникелевой стали толщиной всего 0,5 мм и сверкали на солнце. Надо ли доказывать, что они завораживали и концентрировали на себе внимание пресыщенной парижской публики! http://www.gedes.ru/fond.shtml |