Искусства скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур. Оно включает в себя - огромное разнообразие направлений, материалов, техник. И тем не менее критерии в подходе к определению понятия "скульптура малых форм" не определены. Узаконены только параметры, по которым высота и длина произведения могут быть доведены до восьмидесяти сантиметров и одного метра. Малая пластика- вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный - стремление к психологизму и обобщению. В тоже время - скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству. Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой. Пример - керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы - сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров... Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль. Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям - как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений. Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность. Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом. В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских. Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово `массовка`, когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления. Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи. Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств. Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы. Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс - картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев - фарфором, Мухина - стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм. Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства. Этот вид искусства в это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать `большое` искусство. Но то, что в монументах оправданно и уместно: патетика, олицетворение обобщенных понятий мужества, силы, изобилия и т.п., - в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая свой собственный. Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц - без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым. Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы. В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства.
|