Пендели
Самого большого совершенства и самого большого изобразительного богатства достигли французские `пендели` (`маятники`), названные так из-за хорошо видного в нижней части стеклянного корпуса маятника.
Часы `картель`
В 1-й половине 18 века во Франции появилась мода на настенные `картельные` часы. Их изощренные по форме корпуса были украшены листовым, цветным и рокайльным орнаментом. Часы отливались из бронзы, которую затем золотили.
`Картинные часы`
Во второй половине XVIII в., в период расцвета интереса к фигурным автоматам и играющим часам, возник новый вариант настенных часов. Их часовой механизм вставлялся в художественно разрисованную композицию с пейзажной или архитектурной тематикой, вписанную в позолоченную раму.
Из этих `картинных часов` несколько позднее, в начале XIX в., развились рамные часы со стереотипным орнаментом. Самой существенной и самой дорогой частью этих часов была наряду с часовым механизмом позолоченная рама в стиле бидермейера или позднего рококо.
Французские или венские настольные часы XVIII в. украшались литой бронзовой и золоченой фигурной пластикой, изображавшей библейские фигуры или сцены из античной мифологии.
В XIX в. эти мотивы уступили место романтическим сценам, особенно у так называемых часов `aux sauvages`, украшенных фигурами негров, индейцев и т.п. С традицией фигурных автоматных часов XVI и XVII вв. были связаны часы с аллегорическими мотивами; для этих часов было характерно сочетание механизма боя с фигурным механизмом.
`Пенделовки`
Самым распространенным, а также самым поздним видом настенных часов были так называемые `пенделовки` (`маятниковые` часы), которые стали производить главным образом в Австрии в конце XVIII в. и в начале XIX вв.
Австрийские часовщики помещали механизм в прямоугольный четырехгранный застекленный корпус, украшенный резными орнаментами. Образцом же для подобных часов американского происхождения были более сложные по форме линии некоторых музыкальных инструментов - банджо, гуслей и т.п.
Часы с игровым механизмом
Из мастерских тогдашних аугсбургских часовщиков вышли прекрасные экземпляры фигурных часов с движущимися фигурами музыкантов, античных богов, воинов или различных животных - львов, слонов, попугаев и т.д. Такие часы в виде коляски с парой или четверкой коней двигались при отбивании часов по столу, причем одновременно двигались все фигуры, находившиеся в коляске.
Большинство этих настольных автоматических часов, изготовленных из бронзы, латуни или из дерева и металла одновременно, достигали значительных размеров. Их длина колебалась в пределах от 60 до 90 см.
В корпусах этих часов бывали еще дудочные или колокольные музыкальные механизмы, ход которых был синхронизирован с работой часового механизма. Применение движущихся фигур сохранялось и в более позднее время.
`Табернакловые` часы
В начале XVIII в. Англия начала экспортировать в Европу настольные `табернакловые` часы. Во Франции подобием этих часов были так называемые религиэзы (напоминавшие по своему внешнему виду фасады костелов). Футляр таких часов был прямоугольный, застекленный, и часто заканчивался мансардным навесом над циферблатом. Такие часы стали весьма популярными в Европе (их южногерманская модификация известна под названием `древнегерманские часы`).
Автор: Н. Георгиева
Особенности карманных часов
Циферблаты и стрелки
Водяные часы
Солнечные часы
Песочные и огневые часы
Каминные и настольные часы
Материал и декоративное оформление карманных часов
Эмаль
Орнамент |