Икона имеет прямое отношение к жизни Православной Церкви, которая таинственно участвует в работе иконописца. Сам Иисус Христос указал нам на возможность иконописи, когда для нашего спасения сошел на землю и стал человеком. Он явил нам образ бога в человеческом воплощении. Служа людям, Он проповедовал о Царствии Небесном, а икона для верующего - окошко в это царство.
Художник, работая над картиной, ощущает себя создателем нового произведения, творцом. Он ищет оригинальные пути самовыражения, использует различные материалы и техники. Иконописец же видит себя частицей мироздания, сотворенного Господом. Творец мира - один Господь. Изограф лишь исполняет Божественную Волю. Поэтому для своих работ он берет материалы, созданные Богом при сотворении мира. Они самые практичные и долговечные. В иконописи используются природные глины и минералы. Из них мастер готовит краски, взяв как связующее, яичный желток. Яйцо - начало новой жизни. Бог сотворил человека "из праха земного". Адам в переводе - красная глина. В природе существует большое разнообразие глин. Из них иконописец изготовляет охры: светлые, золотистые, темные, красные. Как и в прежние времена, их названия связаны с цветом и местом добычи. Так существуют охры калужские, коломенские и др. Всеобщее распространение получили средневековые итальянские названия: сиена, умбра. Путем прокаливания можно получить жженые охры. Цветовая гамма иконы основана на земляных красках.
Так, традиционно фон иконы мастер раскрывал желтой или золотистой охрой, символизирующей золото - Божественный Свет, поля иконы - сиеной натуральной, мафорий Богородицы - сиеной жженой, а рубаху Спасителя - охрой розовой или красной.
Для получения краски глину отмучивают от примесей: помещают в банку с водой, взмучивают и сливают, затем отстаивают. Так повторяют несколько раз. Полученный пигмент высушивают и перетирают сначала в керамической ступке, а затем на стекле - курантом.
К. можно изготовить самим, для чего к небольшому куску округлой или квадратной формы приблизительно 10*10 см приклеивают деревянную ручку. Для этого годиться клей ПВА. При перетирании на стекле необходимо добавить в пигмент несколько капель воды. Растертый пигмент стоит высушить, для чего мы пользуемся феном. Затем, лезвием бритвы собираем со стекла в деревянную ложку, в которой смешиваем пигмент с яичной эмульсией, растирая при этом пальцем до однородной массы. Приготовленную краску удобно хранить в керамических солонках, каждый цвет в отдельной чашечке. Если краску не удается использовать сразу, то её можно залить водой и оставить до следующего дня (более трех дней краски не хранятся).
Эмульсию приготовляют следующим образом: ячный желток отделяют от оболочки, для чего его подсушивают, перекладывая из одной вытертой руки в другую, и аккуратно протыкают. В желток добавляют дистиллированную или кипяченую воду (1 ч. желт. 2 ч. воды) и 1-2 капли уксуса. Хорошая эмульсия получается, если вместо воды взять пиво (лучше всего разливное из бочки, не содержащее консервантов), уксус в такую эмульсию не добавляют.
Когда иконописец готовит яичную эмульсию, он помнит о том, что вода освящает предметы церковного искусства от мирского и суетного. Уксус напоминает о крестных страданиях Господа за всё человечество. Желток - о горлице, которая "отличается чистотою, незлобием и не противится своих врагов" - прообраз безвинной жертвы Иисуса Христа. Русские художники учились иконописному языку от мастеров Византии, которые создавали мозаичные ансамбли. Мозаика собиралась из разноцветных кусочков смальты, создавая в храмах игру света, делая верующих зримыми участниками евангельских событий. Добавляя в палитру минералы, мы используем их кристаллическую структуру как подобие смальты.
Минералы, яркие полудрагоценные камни - Божественные награды, данные от Бога святым за их подвиги. Например, киноварь - алые одежды - флаг победы над смертью. Также красный цвет говорит о Новом Завете: поэтому часто делают красной мандорлу у Иисуса Христа и обрез Евангелия. Красный - цвет царственности, красные тапки в Византии могли носить только цари. На иконах такие тапки пишут у Богородицы, подчеркивая её Богоизбранность. Красным цветом изображают серафимов, пламенеющих любовью к Богу. По химическому составу киноварь - сернистая ртуть, будьте осторожны, работая с нею. Киноварный цвет глубокий и легкий. Её яркий торжественный свет невозможно имитировать искусственными пигментами. Хотя с XXI века появляется не ядовитый красный кадмий, но все до сих пор иконописцы предпочитают природную киноварь.
|