Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Народные промыслы / Звон клинка

Звон клинка

<<назад
Статьи

Народные промыслы и ремесла Прикамья
Бондарное дело сегодня
Береста
Художественные изделия из травянистых волокон
Булат. Узорчатая сталь. Дамасская сталь
Композиции из дерева. Кулоны
Плетение из соломы
Заоваленная резьба по дереву
Контурная резьба по дереву
Резьба по дереву
Плосковыемчатая и геометрическая резьба
Трехгранновыемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву
Прорезная, рельефная резьба. Скульптурная (объёмная) резьба
Звон клинка
Декоративные корзинки
Люди почти разучились плести корзины
Из истории лозоплетения
Полезные плетёнки
Народная игрушка: Тряпичные куклы
Глиняные игрушки
Лепим глиняную игрушку: Нянюшка с младенцем
Глиняная игрушка и её история
Художественные промыслы и их сущность
Исторические корни художественных промыслов Руси
Ритуальные куклы на Руси
Народные промыслы
Русская керамика
Как украшают керамику
Гончарные промыслы
Гжель
История хохломской росписи
Гжельская роспись
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Карпольская игрушка
История жостовского промысла
Кружевные колокольчики
Городецкая роспись
Владимирские узоры
Мезенская роспись
Пермогорская роспись
Плетение из лозы
Резьба по дереву
Баварское стекло
Богемский хрусталь
Венецианское стекло
Гусь хрустальный
Красносельский ювелирный промысел
Ростовская финифть
Лаковая миниатюра
Семикаракорский фаянс
Скопинская керамика
Латгальская керамика
Косовская керамика
Кисловодский фарфор
Ростовская чернолощеная керамика
Ярославская майолика
Жостовская роспись
Золотая хохлома
Что изображают хохломские художники?
Хохломские узоры и орнаменты
Технические приемы хохломской росписи
Зарождение золотой хохломы
Тайна хохломского золота
Производство хохломы
Легенда о возникновении хохломы
Семёновская и ковернинская хохлома
Зодчество - возрожденное искусство древней Руси
Жизнь в доме, где резной палисад
Палех
Зарождение палеха
Палехская миниатюра и фольклор
Сюжеты Великой Отечественной войны в искусстве Палеха
Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха
Ювелирная миниатюрная роспись
Стенная живопись
Русская деревянная игрушка
История деревянной игрушки
Коники, коньки-горбунки, каретки
Матрешки, татарушки, майданская игрушка
Шуйская игрушка
Подмосковная игрушка
Преимущества деревянных игрушек
Дерево в руках народного умельца
Цветы на подносе
Работа с глиной
Дымка - как лепить, как обжигать, как расписывать?
Грановитая палата Московского кремля
Искусство из металла, или железный быт
Декоративно-прикладное искусство
Художественные изделия из кости в России
Сергиево-посадский промысел игрушек
Всё народное искусство России
Коллекции

Русские эмали
Работы Николая Александровича Кутилина миниатюры храмов и церквей, дерево
Куклы из соломы
Матрешки
Венецианское стекло
Гусь хрустальный-коллекция колокольчиков
Латгальская керамика
Кисловодский фарфор
Ярославская майолика
Жостовские подносы
Литье
Грановитая палата Московского кремля
Знаменитые произведения народного творчества
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Известно, что в старину звон считался одним из главных, определяющих параметров качества булатного клинка. Если по свободно висящему клинку высшего качества несильно ударить, то раздастся чистый, высокий и необыкновенно долгий звон. Для сравнения можно сказать, что `просто хороший` клинок звенит секунд пятнадцать, так же как и железнодорожный рельс или крестьянская коса. Конкретной технологии, по которой они получали слитки для производства булата, ученые пока не раскрывают, но в опубликованном в 1989 г. сообщении пишут, что"...плоская лепешка индийского вутца была в те времена единственно правильной формой представления готового полупродукта, несмотря на столь неоптимальную для ковки форму.


По поводу целесообразности получения слитка в виде лепешки могу сослаться на опыт Н.И. Беляева, который получал коленчатый узор булата путем осадки в плоскую лепешку предварительно прокованных слитков стали с выраженной дендритной структурой. В результате первичной протяжки металл приобретал волокнистое строение, а осадкой исследователь добивался спутанности узора из-за взаимоналожения друг на друга этих волокон.


Мне не известно, читал ли В.И. Басов труды Н.И. Беляева, но его ученики рассказывали, что он также отковывал свои клинки из предварительно осаженных на торец слитков булата. В то же время Басов не стремился скопировать древнюю технологию, поскольку никогда не выплавлял слитки в виде лепешки, а древний "вутц" даже считал не литой, а сварочной сталью. Смысл ухищрений исследователей ясен - расковывать металл не вдоль, а поперек границ волокно-матрица. На это обязательное условие и указывали В. Борзунов и В. Щербаков, приводя в пример форму лепешки индийского "вутца".
В самом деле, затвердевание тонкого и плоского слитка булата начинается с поверхности и зерна-кристаллы неизбежно образуют столбчатую структуру, которая при расковке диска сминается с формированием сложного узора. Плоские лепешковидные слитки булата в некоторых местностях сначала расковывали "на блюдо", а затем разрубали по спирали, которую в нагретом состоянии аккуратно распрямляли и окончательно доковывали клинок.


Известно, что кристаллы растут в направлении, обратном отводу тепла. В древности кузнецы после плавки оставляли остывать тигель в сыродутной печи, где он снизу подогревался тлеющими углями, а сверху, со стороны крышки, охлаждался. Аносов при выплавке булата также оставлял тигли в камере печи, а его ученики в своей последующей самостоятельной работе засыпали тигли до самой крышки горячей золой. Во всех этих случаях фронт кристаллизации перемещался "сверху вниз", от крышки к днищу. Но, поскольку тепло понемногу отводилось и от стенок тигля, кристаллы располагались под некоторым углом к его оси. После проковки слитка, который часто разрубали на несколько частей, получался сложный узор, образованный спутанными дендритами-волокнами.


В современных литейных установках для направленной кристаллизации организовано охлаждение нижней части слитка и подогрев верхней, так что кристаллы растут "снизу вверх". Структура слитка в итоге представляет собой "пучок" длинных кристаллов, расположенных параллельно друг другу. Для придания кристаллам-волокнам поперечного сечения требуемой формы используется металлическая затравка, которую перед заливкой расплава кладут на дно литейной формы. Затравка, как правило, имеет круглую форму и рельефную поверхность, на которой и начинают расти кристаллы. Для формирования крупноволокнистой структуры слитка используют не только металлические затравки, но и искусственно созданный рельеф дна самой литейной формы. В одном из источников указано, что американские ученые одного из университетов для демонстрации возможностей метода выплавили слиток, разрез которого имел узор в виде американского флага.


http://www.kefa.ru/article/kovat/oru/zvon_klinka.htm

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь