Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Предметы искусства / Народные промыслы / Плетение из соломы

Плетение из соломы

<<назад
Статьи

Народные промыслы и ремесла Прикамья
Бондарное дело сегодня
Береста
Художественные изделия из травянистых волокон
Булат. Узорчатая сталь. Дамасская сталь
Композиции из дерева. Кулоны
Плетение из соломы
Заоваленная резьба по дереву
Контурная резьба по дереву
Резьба по дереву
Плосковыемчатая и геометрическая резьба
Трехгранновыемчатая (клинообразная, клиновидная) резьба по дереву
Прорезная, рельефная резьба. Скульптурная (объёмная) резьба
Звон клинка
Декоративные корзинки
Люди почти разучились плести корзины
Из истории лозоплетения
Полезные плетёнки
Народная игрушка: Тряпичные куклы
Глиняные игрушки
Лепим глиняную игрушку: Нянюшка с младенцем
Глиняная игрушка и её история
Художественные промыслы и их сущность
Исторические корни художественных промыслов Руси
Ритуальные куклы на Руси
Народные промыслы
Русская керамика
Как украшают керамику
Гончарные промыслы
Гжель
История хохломской росписи
Гжельская роспись
Дымковская игрушка
Филимоновская игрушка
Карпольская игрушка
История жостовского промысла
Кружевные колокольчики
Городецкая роспись
Владимирские узоры
Мезенская роспись
Пермогорская роспись
Плетение из лозы
Резьба по дереву
Баварское стекло
Богемский хрусталь
Венецианское стекло
Гусь хрустальный
Красносельский ювелирный промысел
Ростовская финифть
Лаковая миниатюра
Семикаракорский фаянс
Скопинская керамика
Латгальская керамика
Косовская керамика
Кисловодский фарфор
Ростовская чернолощеная керамика
Ярославская майолика
Жостовская роспись
Золотая хохлома
Что изображают хохломские художники?
Хохломские узоры и орнаменты
Технические приемы хохломской росписи
Зарождение золотой хохломы
Тайна хохломского золота
Производство хохломы
Легенда о возникновении хохломы
Семёновская и ковернинская хохлома
Зодчество - возрожденное искусство древней Руси
Жизнь в доме, где резной палисад
Палех
Зарождение палеха
Палехская миниатюра и фольклор
Сюжеты Великой Отечественной войны в искусстве Палеха
Сюжеты сказок и былин в искусстве Палеха
Ювелирная миниатюрная роспись
Стенная живопись
Русская деревянная игрушка
История деревянной игрушки
Коники, коньки-горбунки, каретки
Матрешки, татарушки, майданская игрушка
Шуйская игрушка
Подмосковная игрушка
Преимущества деревянных игрушек
Дерево в руках народного умельца
Цветы на подносе
Работа с глиной
Дымка - как лепить, как обжигать, как расписывать?
Грановитая палата Московского кремля
Искусство из металла, или железный быт
Декоративно-прикладное искусство
Художественные изделия из кости в России
Сергиево-посадский промысел игрушек
Всё народное искусство России
Коллекции

Русские эмали
Работы Николая Александровича Кутилина миниатюры храмов и церквей, дерево
Куклы из соломы
Матрешки
Венецианское стекло
Гусь хрустальный-коллекция колокольчиков
Латгальская керамика
Кисловодский фарфор
Ярославская майолика
Жостовские подносы
Литье
Грановитая палата Московского кремля
Знаменитые произведения народного творчества
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]
 1  2  3 

Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы, после обмолота урожая, оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что ещё, кроме кормления скота, можно её использовать.

В результате народного мозгового штурма, для соломы нашлось немало применений.

В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана.

В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетённой из соломы.

Ну, и конечно, главное, что приходит в голову при воспоминании о соломе - это соломенные деревенские крыши, рассказы о которых мы с детства встречали в книжках.

Но, самое необычное, чуждое урбанистическому миру, то, что осталось для нас `за кадром` повседневной жизни - это `соломенная` земледельческая магия.

Были времена, когда люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы.

Контакт с землёй устанавливался на невербальном уровне. Нужно было не просто хотеть, нужно было показать природе желаемое событие - а именно, богатый урожай - на символическом уровне, передав своё психическое состояние, как информацию.

0


Особенно важным считался `эффект массы`, поэтому коллективные обряды были более предпочтительными, чем труды одиночек.

Больше всего солому использовали в жатвенных обрядах. Для любого земледельца было очевидным фактом: в соломе остаётся дух убранного хлеба, который, в той или иной форме, нужно обязательно вернуть земле.

Судить о сути ритуалов мы можем только по тем наблюдениям, что были сделаны учёными-этнографами в 19-20 веках.

Впрочем, в те времена магия уже успела превратиться в красивую традицию, поэтому не прекращаются учёные споры о причинах и месте аграрных обрядов в жизни наших предков.

Венки и `божьи бороды`
Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия. 0

Обычные круглые венки, со временем, превратились в сложные колокола, короны и большие, богато украшенные `венки урожая`, которыми отмечали завершение жатвы.

`Бородою` или `божьей бородой` называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа.

Интересно, что приёмы плетения этого символа плодородия совпадают и у современных, и у древних народов (Древний Египет, Урарту), и у западных, и у восточных.

Часто такие `плетёнки` и венки подвешивались в домах на стене и под потолком, но, с приходом новой жатвы, считались устаревшими и выбрасывались.

Соломенные чучела
Самой древней и распространённой традицией было сохранение и украшение последнего `дожиночного` снопа.

Со временем, когда люди стали хуже чувствовать чистые природные стихии, они начали олицетворять хлебный дух в образе человека или животных.

Тогда `последний сноп` превратился в соломенные чучела женского пола и в фигурки волка, собаки, зайца, петуха.

Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены использовались во многих ритуалах, в которых им был отпущен совсем недолгий срок: в кульминационный момент чучела горели в огне, тонули в воде или яростно раздирались на части.

В девятнадцатом веке магическое содержание обрядовых атрибутов отошло на задний план, и простые поделки перестали соответствовать эстетическим запросам народа.

Тогда и развились сложные декоративные приёмы соломоплетения. Дожиночный сноп трансформировался в миниатюрные плетёные снопики, сосульки с колосками, домики, жатвенные букеты.

Всё это подвешивалось под иконами в `красном углу`, устанавливалось в церквях, безвозвратно поглотивших языческие обычаи и переименовавших их в христианские.

 1  2  3 
   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь