Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы, после обмолота урожая, оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что ещё, кроме кормления скота, можно её использовать.
В результате народного мозгового штурма, для соломы нашлось немало применений.
В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана.
В основном же, она шла на постель людям и подстилку скоту, на плетение половиков, корзин, шляп и прочей домашней утвари, которую только можно представить сплетённой из соломы.
Ну, и конечно, главное, что приходит в голову при воспоминании о соломе - это соломенные деревенские крыши, рассказы о которых мы с детства встречали в книжках.
Но, самое необычное, чуждое урбанистическому миру, то, что осталось для нас `за кадром` повседневной жизни - это `соломенная` земледельческая магия.
Были времена, когда люди тонко чувствовали особую сущность, хлебный дух, живущий в сухом стебле. Чувствовали они и земной дух, дух почвы.
Контакт с землёй устанавливался на невербальном уровне. Нужно было не просто хотеть, нужно было показать природе желаемое событие - а именно, богатый урожай - на символическом уровне, передав своё психическое состояние, как информацию.
Особенно важным считался `эффект массы`, поэтому коллективные обряды были более предпочтительными, чем труды одиночек.
Больше всего солому использовали в жатвенных обрядах. Для любого земледельца было очевидным фактом: в соломе остаётся дух убранного хлеба, который, в той или иной форме, нужно обязательно вернуть земле.
Судить о сути ритуалов мы можем только по тем наблюдениям, что были сделаны учёными-этнографами в 19-20 веках.
Впрочем, в те времена магия уже успела превратиться в красивую традицию, поэтому не прекращаются учёные споры о причинах и месте аграрных обрядов в жизни наших предков.
Венки и `божьи бороды`
Венками из колосьев украшали головы девушек-жниц, их дарили хозяину поля, желая благополучия.
Обычные круглые венки, со временем, превратились в сложные колокола, короны и большие, богато украшенные `венки урожая`, которыми отмечали завершение жатвы.
`Бородою` или `божьей бородой` называли украшенные несжатые колоски, которые обязательно оставляли на поле, в качестве дома для хлебного духа.
Интересно, что приёмы плетения этого символа плодородия совпадают и у современных, и у древних народов (Древний Египет, Урарту), и у западных, и у восточных.
Часто такие `плетёнки` и венки подвешивались в домах на стене и под потолком, но, с приходом новой жатвы, считались устаревшими и выбрасывались.
Соломенные чучела
Самой древней и распространённой традицией было сохранение и украшение последнего `дожиночного` снопа.
Со временем, когда люди стали хуже чувствовать чистые природные стихии, они начали олицетворять хлебный дух в образе человека или животных.
Тогда `последний сноп` превратился в соломенные чучела женского пола и в фигурки волка, собаки, зайца, петуха.
Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены использовались во многих ритуалах, в которых им был отпущен совсем недолгий срок: в кульминационный момент чучела горели в огне, тонули в воде или яростно раздирались на части.
В девятнадцатом веке магическое содержание обрядовых атрибутов отошло на задний план, и простые поделки перестали соответствовать эстетическим запросам народа.
Тогда и развились сложные декоративные приёмы соломоплетения. Дожиночный сноп трансформировался в миниатюрные плетёные снопики, сосульки с колосками, домики, жатвенные букеты.
Всё это подвешивалось под иконами в `красном углу`, устанавливалось в церквях, безвозвратно поглотивших языческие обычаи и переименовавших их в христианские.
|