Мастером в прошлом был каждый крестьянин. Орудия труда, упряжь, утварь, одежда, обувь - почти всё в прошлом мастерилось самими крестьянами. Домашние ремёсла представлены в основном такими как обработка дерева, глины, металла, кожи, растительных волокон, ткачество, вязание, плетение.
Многие образцы пермских народных промыслов и ремесел хранятся сегодня только в музеях, как, например, знаменитая роспись по дереву, широко бытовавшая в Прикамье во 2-й половине 19 - нач. 20 в. Не только прялки, лагуны для кваса и пива, коромысла и туеса расписывали пермские и приезжие (вятские, костромские и поволжские) мастера, но и интерьеры жилищ.
Еще и сегодня в перм. деревнях есть мастера, владеющие секретами бондарного ремесла, плетения из ивового прута, традиционного ткачества.
Культура Прикамья всегда развивалась в диалоге традиций разных народов. Узорное вязание и ткачество коми-пермяков и русских соседствовало с шитьем тюбетеек и многоцветным ткачеством полотенец и паласов пермских татар и башкир.
Браное узорное ткачество сохраняется в коми-пермяцких деревнях, у татар Сылвенско-Иренского поречья. Вышивание тюбетеек до настоящего времени продолжает развиваться в татарских и башкирских деревнях Бардымского района.
Некоторые промыслы и ремесла, зародившиеся в Прикамье в прошлом, и сегодня являются гордостью края. Так, бурачный промысел, имеющий древние корни, сохраняется и развивается в Прикамье уже не одну сотню лет. Характерная особенность традиционных перм. туесов - тиснёный орнамент. В прошлом своими туесами-бураками славились Верхне-Чусовские городки.
В наши дни в Прикамье (в Перми, Суксуне, Кунгуре, Верхне-Чусовских городках) также работают мастера бурачного дела. Традицию классических тиснёных пермских туесов сохраняет артель `Пермская береста` (г. Пермь).
Богатые природные запасы, талантливые мастера, широкая ярмарочная торговля определили многообразие промыслов и ремёсел в Сылвенско-Иренском поречье (Кунгурский, Ординский, Суксунский районы). Наибольшую известность далеко за пределами Пермского края получил камнерезный промысел. Ещё в конце 18 в. жители деревень Покрово-Ясыл, Ключики, Павлово, Опачёвка (Осинский уезд, ныне - Ординский район) стали обрабатывать редкий полудрагоценный камень селенит, месторождения которого расположены по берегам р. Ирени.
В то время из селенита делали лишь пасхальные яйца и шкатулки, которые скупались проезжавшими купцами. Уже в советское время народный промысел был поставлен на промышленную основу - созданы Кунгурский (1933) и Красно-Ясыльский (1966) художественные комбинаты. Кроме селенита мастера стали использовать и другие мягкие поделочные камни (ангидрит, кальцит и др.), расширился ассортимент изделий, популярностью стала пользоваться мелкая пластика, основными сюжетами которой стали звери и птицы, персонажи сказок. Запасы красной глины стали сырьевой основой развития в Сылвенско-Иренском поречье гончарного промысла. Мастера-горшечники были чуть ли не в каждой деревне, а в крупных селах и в Кунгуре работали десятки мастеров. Горшки, корчаги, латки, рыльники, топники, чашки, игрушки-свистульки - вот далеко не полный перечень местных гончарных изделий.
Сегодня традиции гончаров Кунгурского уезда продолжают мастера художественного предприятия ЗАО `Кунгурские народные промыслы` (г. Кунгур). Основу производства предприятия составляют керамическая посуда, панно, вазы, светильники. Современные мастера наряду с традиционными осваивают и необычные для гончаров сюжеты, например, мотивы пермского звериного стиля. Небольшой заводской поселок Суксун своими мастерами и медными изделиями также известен далеко за пределами Прикамья. Именно здесь, на Суксунском медеплавильном заводе, основанном Демидовыми в 1729 г., начался в 1730-1740-е гг. выпуск самоваров. Конечно, тульские заводы, тульские самовары получили большую известность, но Суксун по праву отстаивает первенство в изобретении самовара.
До начала 20 века производство самоваров не носило промышленного характера, а имело форму промысла. Сегодня в Суксуне работает один из двух существующих в России самоварных заводов. Традиционные самовары в форме рюмки суксунские художники стали орнаментировать сюжетной росписью, появились самовары новых форм. В Суксунском музее хранится, например, самовар в форме первого советского спутника. На Суксунском заводе отливали и медные колокола. 48 из них уже более века `поют` на звоннице Большого театра в Москве. Мастера меднолитейного дела Суксуна и Кунгура в 19 веке освоили и производство поддужных колокольчиков (может быть, потому, что эти поселения располагались на Сибирском тракте).
Последнее десятилетие по-разному отразилось на развитии того или иного промысла. Однако одной из характерных черт этих лет явился огромный интерес к народным традициям, к народному наследию. И, как следствие этого, создается множество новых центров нар. промыслов и ремесел.
В Верхне-Чусовских городках открывается центр нар. промыслов и ремесел. В г. Перми появилась мастерская, где делают глиняные свистульки, копилки и подвески. Возникает спрос на кузнечные изделия, появляются в г. Перми и мастера-кузнецы, готовые изготовить ажурные кованые решетки и подсвечники.
А. В. Черных
http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803975011 |