Зарождение китайской культуры уходит своими корнями в седую древность. Дошедшие до нас бронзовые бытовые и ритуальные сосуды свидетельствуют о том, что уже во 2-тысячелетии в Китае сложился свой стиль скульптурного искусства. Они отличаются разнообразием форм, причудливыми горельефными изображениями зверей, птиц. чудовищ, фантазией узоров. Сравнительно с периодом неолита круг орнаментальных мотивов расширился и видоизменился. Отвлеченные символы природы стали более конкретными. Тигры, змеи, драконы, узоры, обозначающие гром и облака, маска фантастического хищника "тао-те" связывались со странами света, планетами, ранними представлениями о мироздании. Они должны были оберегать человека от стихийных бедствий, привлекать к нему добрых духов. Поэтому узор заполнял всю поверхность сосуда, почти не оставляя пустых мест. Несмотря на фантастичность и кажущуюся стихийность декора, сосуды отличались строгими пропорциями, четким распределением орнамента его симметрией, определившими стилистические закономерности скульптурного искусства Китая в последующие периоды.
К середине 1-тысячелетия до н.э. Формы бронзовых сосудов становятся более мягкими, простыми и изящными, узоры более плоскими. Рельефные мотивы заменяются инкрустацией. В орнамент включаются жанровые сцены (охота, жатва), сцены, связанные с ритуальными обрядами.
В период Хань появляются гравированные по кирпичу и камню рельефы назидательного и легендарно-исторического характера. Они отражают представления древних людей о структуре Вселенной, странах света, о пирах во дворцах небожителей.
В период династии Шань захоронения рабовладельческой знати сначала сопровождалось погребением живых рабов, потом вместо живых людей стали класть просто деревянные, а впоследствии глиняные фигурки. Самые ранние погребальные деревянные статуэтки были обнаружены на территории государства Чу 230 год до н.э. По форме они были еще примитивными и грубыми.
В период династии Цин керамические погребальные фигурки - это уже образы реальной жизни. Известные терракотовые цинские погребальные статуи воина с конем обычно имели высоту в метр 85 сантиметров, а скульптуры лошади полтора метра. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Такое громадное войско воинов и лошадей должно было наводить страх на загробных врагов. Такие скульптуры изготовлялись по кускам, проходили весьма сложную процедуру изготовления и в конце слипались вместе.
По сравнению с цинскими статуями, такие статуи периода династии Хань отличались гротескностью образа, простотой и выразительностью пластического языка. В создании человеческих образов были органически применены методы круглой и плоской скульптуры. Так постепенно сформировался особый стиль китайской скульптуры. В эпоху Южных и Северных династий на юге страны появились фарфоровые скульптуры погребального значения. Они во многом унаследовали традиции времен династий Цин и Хань. Но подлинный расцвет скульптура переживает во времена могущественной Танской династии. Известные танские трехцветные глазурные изделия отличались оригинальным стилем, выразительностью художественных образов, блеском и яркостью глазури, высокой техникой обжига. Знаменитые лошади и верблюды этого вида скульптуры отличают точные пропорции, благородные формы и хороший художественный вкус. Это лошади с благородной осанкой, высоко закинувшие голову, спокойно стоящие, или неудержимо скачущие. Им присущи одухотворенность и благородный образ. Все это наглядно и полно отразило дух и веяния Танской эпохи.
Ко времени династии Сун погребальная скульптура постепенно приходит в упадок. В период пяти династий такие скульптуры уже теряют свою художественную ценность. А в период Цинской династии изменяются уже и погребальные обычаи-люди стали предпочитать кремацию, бумажные фигурки заменили погребальные статуэтки. Таким образом, погребальные статуэтки, как отдельный вид скульптуры исчез
|