ДЕКОРАТИВНО-МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА.
Искусство монументальной скульптуры ведет историю со времени Петра I, первые его образцы появились в Санкт-Петербурге. (Летний сад, пригородные резиденции). Эти произведения, выполненные итальянскими, голландскими, немецкими мастерами, носили преимущественно дидактический характер, изображали античные божества, олицетворения природных стихий, добродетелей, пороков, темпераментов. Монументальные рельефы: Петровские ворота (скульптор К. Оснер); фасады Летнего дворца (скульптор А. Шлютер); ступени Большого каскада, (скульптор Б. К. Растрелли) в символической форме отражали события Северной войны 1700-21. В числе первых декоративных скульптур работы руссских мастеров - медная статуя Нептуна в Нижнем парке Петергофа (1716, отливка М. Арнольта). В елизаветинское время декоративные орнаментальные рельефы, скульптура и вазы - неотъемлемая часть убранства дворцов барокко (Строгановский дворец, Шувалова И. И. дворец, Зимний дворец и др.). Высоким мастерством отличались работы лепщика И. Дункера, помощника Ф. Растрелли, работавшего в России с 1743. В 18 в. в основном сложились комплексы парковой декоративной скульптуры в парках Петродворца, Ораниенбаума, Царского Села, Павловска, Гатчины.
В начале 19 в. декоративно-монументальная скульптура играет важную смысловую роль в крупных градостроительных ансамблях: изваяния рек и морских божеств в ансамбле Стрелки Васильевского острова, скульптуры Горного института, Казанского собора. Богатое скульптурное убранство Главного Адмиралтейства (сохр. частично) символизировало триумф России как великой морской державы. Декоративная скульптура аллегорического содержания, как правило, украшала портики зданий эпохи классицизма, широко были распространены фигуративные рельефы в простенках и над окнами, замковые камни с масками Горгоны и львиными мордами. Каменную скульптуру рубили из известняка и гранита артели С. К. Суханова (фигуры у Ростральных колонн, Казанского собора), Г. Балушкина (атланты Нового Эрмитажа, по модели А. И. Теребенева). Мастерская Трискорни в 1810-х гг. ставила мраморные декоративные скульптуры (Диоскуры у Манежа; львы у Лобанова-Ростовского дома). Интересно скульптурное убранство мостов и пристаней: пристань у Академии художеств (1832-34, К. А. Тон, сфинксы Аменхотепа 3-4 в. до н. э.); ограда с 29 львами Кушелевых-Безбородко усадьбы на современной Свердловской набережной (середина 19 в.); Банковский мост, Львиный мост, Египетский мост, Аничков мост, пристани со львами и вазами на Адмиралтейской набережной.
Садово-парковая скульптура 2-й половины 19 - начала 20 вв. имеет исключительно декоративный характер, по камерности форм приближаясь к станковой. В современное время декоративной скульптурой украшали парки культуры и отдыха, детские площадки, спортивные сооружения (работы Е. А. Янсон-Манизер в ЦПКиО, 1936; Ц. А. Дивеевой в Московском парке Победы, 1953). Сложился стереотип многократно тиражированных "девушек с веслом" и "пионеров с горном". С 1990-х гг. в Санкт-Петербурге произошел всплеск украшательства декоративной скульптурой центральных районов города ("Городовой" на М. Конюшенной ул., "Остап Бендер" на Итальянской ул., "Кошки", "Собака" и "Фотограф" на М. Садовой ул.), что входит в противоречие с историческими ансамблями.
Лит.: Люлина Р. Д., Раскин А. Г., Тубли М. П. Декоративная скульптура садов и парков Ленинграда и пригородов XVIII-XIX вв. Л., 1981; Монументальная и декоративная скульптура Ленинграда / Сост. Е. В. Плюхин, А. Г. Раскин. Л., 1991. Ю. М.
http://statuesque.ru/neo |