Если история создания первого керамического сосуда восстанавливается нами по материалам археологических исследований только предположительно, то история самого распространенного вида керамики - фарфора - известна достаточно хорошо. Фарфор -изобретение древних китайцев. Древнейшая его разновидность (протофарфор) был известен в Поднебесной ухе в ХШ веке до н. э. В некоторых источниках указывают даже год его изобретения - 1258 до н. э. Считается, что изобретение фарфора было вызвано требованиями ритуального чаепития. Многовековые поиски достойной посуды для этого нравственно-религиозного действа увенчались созданием нового вида керамики. Недаром, великий чайный мастер IX века Ча-Кин утверждал, что на вкус чая влияет даже цвет глазури на чашках. Интересно, что до изобретения фарфора только нефритовая чаша была идеальной для `божественного напитка`.
Традиционный китайский и японский фарфор тысячелетиями не менял своих форм. Чаша и блюдо оставались основой рапичных стилевых украшений.
В Европу фарфор проник поздно. В правление внука Чингисхана Хабибулая (1215-1294), с которого в Китае началась династия Юань, оживляется торговля с азиатскими странами. Китайский фарфор появляется в Бейруте, Каире, откуда уже легко достигает европейских берегов.
Первую весть о фарфоре привез в Европу Марко Поло. По возвращении из Китая в 1298 году он издал книгу `Путешествие`. Здесь впервые описывались необычные китайские тарелки из порпеллана (ит. porcellana`- морские раковины, так называемые Concha Venery - раковины Венеры). Своим блеском и белизной этот неведомый материал напоминал европейцам внутреннюю поверхность раковины Чуть позже пришло в Европу из персидско-арабского мира другое название фарфора. На Ближнем Востоке китайского императора именовали титулом `фагфур` - `Сын Неба`. А так как большинство изделий из фарфора поступало в Европу именно через Ближний Восток, то скоро в европейских языках прочно закрепилось слово `фарфор`. Так оба имени - `фарфор` и `порцеллан`. существуя параллельно, дожили до XVIII века.
На Руси же в XVI - XVII веках изделия из фарфора называли `ценинами`. включая сюда также фаянс и глазурованную керамику Само слово было взято из турецкого языка, где `чин` - Китай, а `чини` - фарфор (то есть `китайским`). Впрочем, в народе называлось ("цениной` и все, что `ценится`, имеет высокую `цену`.
Попытки получения своего, европейского фарфора начались уже в XV веке. Известно, что в 1470 году венецианский мастер Анцуокпо изготовил просвечивающий керамический сосуд. Полвека спустя его соотечественник, изготовитель зеркал Петпнгер. заявил, что может делать настоящий китайский порцеллан, А во Флоренции при дворе Франческо Медичи в конце XVI века удалось получить `мягкий фарфор`, который позднее окрестили `Медичи-порцелланом`. Изделие из него было прозрачным, но желтоватым. На него. поверх декора из синего кобальта и марганцово-фиолетового растительного орнамента наносили блестящую свинцовую глазурь. Тогда же оыла получена и имитация фарфора - особый род непрозрачного стекла, но очень непрочного и боящегося обжига.
В период бурного развития барокко, во второй половине XVII века многочисленную посуду из `мягкого фарфора` стала производить Франция - Рефрен в Париже, Поттера в Руане. Да и знаменитая Севрская королевская мануфактура до 1777 года выпускала только лишь `мягкий фарфор`.
В XVIII веке тяжелая оловянная, золотая, серебряная посуда была уже чужда дворянскому гастрономическому великолепию. Требования легкого белоснежного фарфора становились все настойчивее. Его открытие в Европе словно было предопределено. Действительно в Саксонии при Августе II Сильном в самом конце XVII века известный естествоиспытатель Вальтер фон При Хауз почти добился результата. Оставшиеся после опытов графа пять кружек убедительно демонстрируют совершенно белый на изломе черепок И только приверженность При Хауза приемам стекольного производства помешали ему до конца выстроить весь технологический процесс производства фарфора. Это удалось его ученику Иоганну Фридриху Беттгеру.
|