Российская Информационная Сеть English
 
Поиск  
 
  
 
 
Антиквариат
Мебель
Фарфор, керамика
Предметы быта
Оружие
Предметы искусства
Живопись
Иконопись
Скульптура
Народные промыслы
Камни и ювелирные изделия
Филателия
Филокартия
Сфрагистика
Филумения
Филолидия
Телефонокартия
Нумизматика и бонистика
Фалеристика, сигнуманистика
Геральдика
Библиофилия
Печатная графика
Филофония
Моделизм
Бирофилия и т.п.
Коллекционирование вин
Гумофилия или Филогамистика
Календофилия
Кампанофилия
Коллекционирование
Оригинальные коллекции
Энтомология
Автографы
Часы
Фотография
Известные музеи и галереи мира
Организации
Коллекционеры и клубы
Частные коллекции
Доска объявлений
Гостевая книга
 
Наши проекты
Глобальные новости
Известные коллекционеры
  

Коллекции / Антиквариат / Фарфор, керамика / Декорирование керамики. Налепные узоры

Декорирование керамики. Налепные узоры

<<назад
Статьи

Русский фарфор: уроки Востока
Керамика. Фарфор
Декорирование керамики. Тиснение
Декорирование керамики. Тиснение пальцами
Обжиг керамики
Глазурь (полива)
Обжиг фарфора
Производство керамических изделий
Декорирование керамики. Лощение и томление (чернение)
Декорирование керамики. Штампы с контррельефом
Декорирование керамики. Налепные узоры
Декорирование керамики. Роспись ангобами
Декорирование керамики. Гравировка глиняных изделий
Обжиг керамики. Обжиг в костре
Обжиг керамики. Обжиг в гончарном горне
Обжиг керамики. Обжиг в русской печи игрушек
Обжиг керамики. Обжиг в русской печи посуды
Обжиг керамики. Обжиг в муфельной печи
Обвар глиняных изделий
Глазурь
Основные свойства глазурей
Сырье для глазури
Приготовление глазурей
Гжель
Диалог Человека и глины
Скопинская художественная керамика
Чернолощенная керамика
Дымковская игрушка
Английский фарфор
Датский фарфор
Китайский фарфор
Японский фарфор
Фарфор, фаянс и майолика
Фарфор - благородная керамика
Начало фарфорового производства в России
Русский флот на фарфоре императора
Фаянсовое производство в России XIX века и его особенности
"Созидая прозрачность". Рисовый фарфор
Японский фарфор
История фарфора
Виды фарфора
Украшения на фарфоре
Советы коллекционерам фарфора
Коллекции

Народные промыслы. Керамика, фарфор
Скопинская керамика
Гжель
Чернолощенная керамика
Дымковская игрушка
Английский фарфор
Датский фарфор
Китайский фарфор
Японский фарфор
Фаянс
Майолика
Кухонная утварь из коллекции А. Галушкова
 Частные коллекции раздела

[Последние объявления раздела]

Издревле гончары использовали налепные узоры не только как выразительные украшения, но и как технический прием, позволяющий снять напряжение в глине при сушке и обжиге изделия. Главный инструмент при выполнении лепных украшений - руки. Основные элементы, из которых составляют узоры, - жгуты и разновеликие катыши (шарики, бусины, конусы и т. п.).

Обычно жгуты раскатывают на гладкой поверхности руками (рис. 58.1). Если же требуется получить множество жгутов одинакового диаметра, то глину раскатывают специальной дощечкой, имеющей внизу ограничители. От них зависит толщина раскатываемого жгута (58.2). Чтобы заготовся глянцевидный блеск. Нередко подобные узоры являются подготовительной стадией для инкрустации, когда полученные углубления заполняются цветными ангобами. Необходимо помнить, что наносить подобные узоры можно только тогда, когда глина подсохнет до кожетвердого состояния.

0
Чтобы заготовленные жгуты, да и другие мелкие детали, не подсыхали и не теряли пластичности, их накрывают сверху влажной тряпкой. Если необходимо получить из отрезка жгута завиток, его концы раскатывают до тех пор, пока они не станут острыми (58.3). В зависимости от задуманного узора жгут с заостренными концами свертывают в завиток с плотно примыкающими спиралями (58.3а) либо с небольшими зазорами между ними (58.36). Из более длинной заготовки получают двойной завиток (58.3в). Узор может состоять из одного, двух и более элементов.

На рис. 58.4 узор включает в себя три элемента - завитки, прямые жгуты и круглые налепы. Характер узора зависит от расположения включенных в него элементов. Тот же завиток, только расположенный по-другому, производит совершенно иное впечатление.

Предназначенное для декорирования изделие должно находиться в кожетвердом состоянии.

Вначале к стенкам сосуда приклеивают прямые жгуты. Затем на одинаковом расстоянии друг от друга - завитки, и в последнюю очередь - круговые налепы. При выполнении любого налепного рельефа, прежде чем приклеивать деталь, глину в месте приклеивания взрыхляют, делая насечки зубчатой стекой, и смазывают жидкой глиной или смачивают водой. Приклеив деталь, жидкой глиной тщательно промазывают щели.

Кроме завитков, в налепных узорах широко используются круглые и овальные налепы (рис. 59). Их изготавливают из того же жгута, только нарезанного на равные короткие части (59.1). Если кусочек глиняного жгута величиной примерно с крупную горошину быстро раскатывать между ладонями, то обязательно получится катыш, напоминающий вытянутую бусину (59.2а). Чтобы из того же кусочка глины вышел шарик, его катают на ладони указательным пальцем (59.26). Когда готовые катыши наклеивают на поверхность изделия, их слегка сплющивают.

0
Использовать налепные детали можно не только для составления, но и для получения на поверхности изделия различной фактуры (59.3). Например, с помощью круглых катышей легко получить очень выразительную бугорчатую фактуру, которая будет контрастировать с гладкой поверхностью декоративной вазы (59.4а).

0
Катыши, имеющие коническую форму, могут быть использованы не только для декорирования вазы (59.46) и карандашницы, но и для изготовления забавных фигурок. Например, они могут имитировать иголки ежа (59.4в). Конусы можно изготовить из продолговатых катышей, разрезав их пополам. Более крупные и удлиненные конусы делают из кусочков жгута. Отрезанный от жгута цилиндрик кладут на дощечку и пальцем раскатывают только один его конец.

Налепные узоры из глиняного пласта
Особый вид налепов вырезается из глиняного пласта (рис. 60). Это могут быть не только геометрические фигуры, но и силуэты всевозможных животных и растений. Единичные силуэты вырезаются от руки ножом, а часто повторяющиеся - с помощью металлических формочек. Глину раскатывают скалкой на доске с ограничителями, а затем слегка подсушивают (60.1). Если предстоит использовать в орнаменте одинаковые детали, изготовляют формочки из листового металла или жести от консервной банки (60.1а,б). Формочки равномерно вдавливают в глиняную пластину, а затем извлекают из них готовые фигурки (60.1в). Примерно так же хозяйки вырезают фигурные пряники. Готовые детали наклеивают на поверхность изделия. Но силуэты `оживут` только после того, как их детали будут проработаны стекой (60.1г).

0
Налепами, вырезанными из глиняных пластин, а также штампованными розетками украшен декоративный сосуд, изображенный на рисунке (60.2). Пластину нарезают на узкие полоски. Один край каждой пластинки обрезают выгнутым из жести резачком (60.2а). Полоски с резным краем накладывают на фигурку, начиная снизу. Каждая последующая полоска должна перекрывать нижнюю (60.26). Узор из розеток, идущих по туловищу сосуда, выполняется из шариков, которые прижимают к основе штампом (60.2в).

0
Если же есть опасения повредить стенки сосуда, узоры штампуют на отдельной дощечке, а уж потом приклеивают на свои места.


http://www.kefa.ru/article/kefa/decor/nalepnye_uzory.htm

   Copyright © RIN 2003-.
   * Обратная связь