Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, являются изделиями из обожженной глины - керамики.
Удивительная глина
Мало кому известно, что жители Севера - чукчи и коряки - употребляли глину... в пищу. Конечно, не всякую глину, а белую, называемую северянами `земляным жиром`. Ели земляной жир вместе с оленьим молоком или же добавляли в мясной бульон. `Съедобной` глиной не брезговали и европейцы, приготовляя из нее лакомство наподобие конфет.
Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной. О своих неудачах и успехах он достаточно подробно поведал читателям: `Воображаю, как посмеялся бы надо мной (а может быть, и пожалел бы меня) читатель, если б я рассказал, как неумело я замесил глину, какие нелепые, неуклюжие, уродливые произведения выходили у меня, сколько моих изделий развалилось оттого, что глина была слишком рыхлая и не выдерживала собственной тяжести, сколько других потрескалось оттого, что я поспешил выставить их на солнце, и сколько рассыпалось на мелкие куски при первом же прикосновении к ним до и после просушки`. Глиняную посуду, которую Робинзону все же с великим трудом удалось изготовить, можно было использовать только для хранения сухих продуктов - зерна и муки. Но ему нужна была посуда для варки пищи, не боящаяся ни воды, ни огня. И здесь пытливому и наблюдательному отшельнику помог случай. Однажды ему на глаза попался черепок от разбившегося горшка, побывавший в костре. Черепок стал красным, как кирпич, и твердым, как камень. И Робинзон сделал вывод: `...если черецок так затвердел в огне, то, значит, с таким же успехом можно обжечь на огне и целую посудину... Поставив на кучу горячей золы три больших глиняных горшка и на них три поменьше, я обложил их кругом и сверху дровами и хворостом и развел огонь... Я сидел подле них всю ночь, чтобы не дать огню слишком быстро погаснуть, и к утру в моем распоряжении было три очень хороших, хотя и не очень красивых, глиняных кувшина и три горшка, так хорошо обожженных, что лучше нельзя и желать... Я думаю, ни один человек в мире не испытывал такой радости по поводу столь заурядной вещи, какую испытывал я, когда убедился, что мне удалось сделать вполне огнеупорную глиняную посуду`. Каждый, кто впервые самостоятельно приступает к работе с глиной, испытывает не меньше трудностей, чем знаменитый отшельник Робинзон Крузо.
Приступая к работе с глиной, помните старинную русскую поговорку: не боги горшки обжигают, а мастера!
Керамика
История керамики и фарфора поражает богатством и разнообразием стилей. От классической красоты греческих ваз и грубоватой непритязательности средневековой керамики до изящества классического фарфора, от изобилия девятнадцатого столетия до бурного расцвета художественной керамики и Арт Нуво, неудержимой фантазии Арт Деко 1920 - 1930 годов - керамика разнообразна, как и сама человеческая культура.
Производство керамических изделий - посуды и хозяйственной утвари является, пожалуй наиболее древним занятием человека, именно по характеру черепков, найденных в местах древних поселений археологи определяют их принадлежность к той или иной культуре. Несмотря на свою древность, керамика находит свое применение и в 21 веке, при этом наибольшая часть объема производства приходится на керамическую посуду.
Фарфор
Фарфор - благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких частях черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и из просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды - такой фарфор называется бисквитным.
|