В середине XIX столетия во Франции возникает новое направление в мебельном искусстве названное в честь императора Наполеона III и императрицы Евгении стилем Второй империи или `вторым ампиром`, который послужил толчком к формированию стиля эклектики или ретроспективного стиля (историзм).
Новый стиль, основан на соединение (часто механическом) различных стилистических элементов прошедших исторических эпох, когда в формах и декоре нет определенной стилевой направленности. В этот период появляются множество новых направлений (нео-рококо, нео-классицизма, нео-готики), в соответствии с теми историческими периодами, которые были взятыми как образец. Различные направления сосуществовали в один и тот же период, взаимно дополняя друг друга.
Особой популярностью пользуются мебельные гарнитуры: столовые, спальные и пр.. В этот период предпочтение отдается предметам из дуба и ореха, они имеют красивую фактуру и сохраняют четкость резьбы.
Эталоном нового стиля явился `стиль Макарта`, названный по имени австрийского художника и законодателя мод Ганса Макарта. Аксессуарами жилища в `стиле Макарта` были: помост, тронное кресло, мольберт с драпировкой, бумажные пальмы, искусственные цветы (`букеты Макарта`), всевозможные украшения, тяжёлые плюшевые занавеси, массивные, покрытые обильной резьбой предметы мебели в псевдоренессансном, восточном и других стилях.
Во Франции во второй половине XIX века наблюдается возвращение к характерным чертам стиля рококо, т.н. "второе" рококо или стиль Луи Филиппа, в Англии известный как стиль королевы Виктории.
Первым стилистическим направлением эпохи историзма был романтический стиль, который интерпретировал готические элементы. Формируется и стиль "необарокко", окончательно развившееся к 1840-м годам. В 1850-х гг. благодаря вновь вспыхнувшему интересу к стилю "неогрек" и "помпеянскому стилю", а также к египетскому искусству, классицизм обретает свое второе рождение, сочетая простоту линий со стилистическими чертами Ренессанса, стилей Людовика XIII и Людовика XVI. В 1880-е годы происходит возвращение к роскоши рококо, это так называемое "третье рококо", которое демонстрируя точные знания предыдущих стилей, уже имеет несколько формальный характер.
В России в 1830-е годы одновременно с веяниями неоготики, пришедшими из Англии и охватившими всю Европу, развивается культ национального русского стиля, с понятием которого связывается русская художественная традиция, отражающая своеобразие истоков русской культуры.
В интерьере предметы периода эклектики могут стать ярким стилевым акцентом, как говорят `сделать интерьер`, прекрасно сочетаясь с современной обстановкой.
http://www.antiq-mebel.ru/articles/1-antiq/9-eclectica.html
|