Мебель стиля классицизма (стиль Людовика XVI). (1754-1793), последнего в ряду `королевских стилей`, пришла на смену стиля рококо. Для мебели этого периода характерна простота и четкостью пропорций, строгость геометрических форм и сдержанный декор, в котором преобладают римские и греческие мотивы.
Формирование стиля начинается в середине 1760-х гг. Стиль можно разделить на три этапа: переходный; зрелый - период правления Людовика XVI и поздний - переход к ампиру.
Основоположниками стиля являются итальянский архитектор и график Д.Б. Пиранези и французский архитектор Ж.Ф. Блондель. Во Франции в этом стиле работали мастера Ж. А. Ризенер, Лелё, Вейсвейлер, Дюбуа, представители известной династии мебельщиков Жакоб, а также немецкий мебельщик Д. Рентген. Виднейшим бронзовщиком являлся П. Гутьер.
В мебели классицизма уже нет той слитности деталей в единую массу, как в предыдущих стилях. Подчеркивается функция опорных конструкций как несомых, так и несущих элементов. Мебельные ножки, суживающимся книзу подобны колонкам круглым или квадратным в сечении с капителью (небольшой куб в месте соединения с царгой), а часто и с каннелюрами. Этому принципу следует и декор, линии которого послушно повторяют очертания предмета.
В этот период распространение находят такие виды мебели как комоды, письменные столы, дамские бюро с ровными горизонтальными карнизами и тягами секретеры. Одним из важнейших предметов обстановки является секретер с приподнятым на высокие ножки кубическим корпусом.
В отделке мебели используется фанеровка красного дерева. Филенки инкрустируются наборами из различных цветных, часто экзотических пород дерева (сатиновое, розовое и др.), а обрамления выполняются породами более темных оттенков (туя, палисандр, черное дерево).
Для украшения мебели широкое применение находит набор маркетри светлых и темных пород дерева в сочетании с резьбой или с тонкочеканными бронзовыми накладками. На дорогих комодах и кабинетах снова появляются маркетри в технике `буль`. Также встречаются образцы мебели с отделкой цветным лаком в сочетании с золоченой бронзой, а также предметы, окрашенные белым лаком с позолотой. Позднее в декор мебели, особенно женской, вводят расписные фарфоровые (бисквитные) накладки, изготовленные на Севрской мануфактуре, либо поставляемые заводом Веджвуда (Англия) керамические плакетки с белыми фигурами на голубом фоне.
В декоре преобладают античные мотивы - древнегреческие и римские орнаменты: меандры, нити жемчужин, цветочные или лавровые гирлянды, розетки, фестоны. Мягкие элементы стульев и кресел обиваются, как правило, тканями с цветочным орнаментом, также для обивки употребляли специальные штучные ткани - гобелены или вышитые ткани с изображением цветов, букетов и пасторальных сцен.
Законодателем классического стиля в Англии стал Р. Адам (1728-1792). В тесном сотрудничестве с фирмой "Шератон", основанной Т. Шератоном (расцвет пришёлся на 1790-1804гг) им были созданы образцы мебели, отличающиеся благородной простотой форм и матовой поверхностью дерева. Популярными были спинки кресел в форме античной лиры или щита с орнаментом. Адам обогащает мебель инкрустацией, росписью, лепными узорами, предпочитая светлые породы дерева.
Большую роль в развитии английской классицистической мебели сыграл Г. Хэплуайт (расцвет деятельности - 1775-1786). Его изделия характеризуются красотой форм, элегантностью, лёгкостью; отдельные детали (ножки, подлокотники) сохраняют лёгкий изгиб, что указывает на связь с предыдущим стилем Чиппендейла. Спинки либо ажурными, либо мягкими.напоминающие формой щит.
В Германии стиль классицизм достаточно длительное время удерживаются такие типично барочные элементы, как изогнутые карнизы, срезанные углы. В Германии и Австрии разновидности классицизма именуются стилем цопф. Ему присущи простые, даже упрощенные формы, в сравнении с изысканными, рафинированными формами французского классицизма.
Русскую мебель эпохи классицизма можно поделить на три категории: дворцовую, парадную и бытовую. Мебель для дворцов создавали выдающиеся мастера - краснодеревщики. Одним из самых знаменитых мастеров был Генрих Гамбс (1765 - 1831), который уже в 1810 году, благодаря своему искусству, стал придворным мебельщиком, он создал мастерские для изготовления мебели, которой были оформлены Зимний дворец и Старый Эрмитаж в Петербурге.
При изготовлении мебели использовались такие породы дерева, как дуб, орех, береза, сосна, липа, красное дерево. В декорировании мебели часто применялся лиственный орнамент: лавр, акант, свитые в гирлянды и венки, а также античные мотивы со сказочными существами. В конструировании дворцовой и парадной мебели решающую роль играли архитекторы - Д. Кваренги, Росси.
В эпоху классицизма в мебельном искусстве России было разработано множество новых форм, так по проекту архитектора Д. Кварнеги было создано резное кресло, которое заняло тронное место. Появляется множество модификаций столов (около 20 видов): подставки для цветов - изящные столики на точеных ножках с круглой столешницей небольшого диаметра; туалетные столики с зеркалом на высоких ножках; столы для игры в шахматы прямоугольной формы с изображением шахматной доски на столешнице; столы для игры в карты с тремя или пятью углами в зависимости от количества игроков; письменные столы разнообразных форм.
Особой популярностью пользовались секретеры, имеющие сложную секретную систему запоров и выдвигания с потайными ящиками, иногда с музыкальным механизмом. Для ручной работы мебельщики изобрели столы, похожие на бобы, которые получили название "боб". В изготовлении столов мастера использовали: и дерево, и бронзу, и мрамор, украшая их перламутром, яшмой и другими камнями. В городских домах обретают популярность встроенные шкафы, дверцы которых выделялись своим оформлением или визуально сливались с отделкой стен.
http://www.antiq-mebel.ru/articles/1-antiq/5-classicism.html
|